УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ПАВЛОДАРСКОЙ ОБЛАСТИ
Программа полиязычного образования в Павлодарском технологическом колледже на 2018-2022 годы
-
Паспорт программы
Наименование программы
Программа полиязычного образования в КГКП «Технологический колледж» на 2018-2022 годы.
Законодательная и нормативная база
- Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 года №319-111;
- Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2016-2019 годы, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан №205 от 1 марта 2016 года;
- Государственная программа развития и функционирования языков в Республике Казахстан на 2011-2020 годы;
- Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстан «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции» от 10 января 2018 года;
- Дорожная карта по развитию полиязычного образования в системе технического и профессионального образования на 2017-2020годы;
-Программа полиязычного образования в организациях технического и профессионального образования Павлодарской области на 2018-2022 годы.
Разработчик программы
Цель
Внедрения в учебный процесс элементов полиязычного образования с использованием инновационных технологий обучения на трех языках.
Задачи
-внедрение полиязычного образования в организации ТиПО области;
-развитие у обучающихся профессиональных компетенций, функциональной грамотности, практических навыков посредством полиязычного образования;
- расширение сферы применения казахского, русского и английского языков и интегрирование полиязыковой компетентности в сферу профессиональной деятельности;
-создание системы стимулирования процесса обучения казахскому, русскому и английскому языкам;
- подготовка и издание терминологических словарей (глоссарий) по специальности, учебных пособий, методических рекомендаций, учебников на английском языке, и электронных пособий.
Ожидаемый результат
Развитие полиязычного образования будет способствовать практическому овладению казахскому, русскому и английскому языками для развития профессиональных компетенций, функциональной грамотности и коммуникативных навыков.
Сроки реализации
2018-2022 гг.
Этапы
1 этап - 2018-2019 учебный год
организационный этап (изучение нормативно-правовых актов по вопросам развития полиязычного образования, систематизация знаний и повышение квалификации по вопросам поликультурного и полиязычного образования);
-формирующий этап (исследование принципов построения программ полиязычного образования, изучение теории и практики языкового образования, обобщение инновационной работы педагогов в области изучения
языковых дисциплин, разработка теоретикометодологических основ);
2 этап 2019-2021 годы
практический этап (внедрение в учебный процесс научноприкладных результатов, накопление и сбор материала по вопросам полиязычного образования на данном этапе выявляются и реализуются основные идеи полиязычного образования);
3 этап 2021-2022 год
обобщающий этап (обобщение и систематизация результатов работы, тиражирование разработанных материалов по полиязычному образованию).
2. Введение
Одним из важнейших приоритетов Послания Президента Республики Казахстан - Лидера нации Н. А. Назарбаева народу Казахстана Стратегия «Казахстан-2050»: Новый политический курс состоявшегося государства» является образование, где подчеркивается что, знания и профессиональные
навыки - ключевые ориентиры современной системы образования, подготовки и переподготовки кадров. Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией. Общей целью образовательных реформ в Казахстане является адаптация системы образования к новой социально-экономической среде.
Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев говорит о том, «...что для современного казахстанца владение гремя языками - это обязательноеусловие собственного благополучия. Казахстан должен восприниматься во всем мире как высокообразованная страна, население которой пользуется тремя языками. Эго казахский язык - государственный язык, русский язык - как язык межнационального общения и английский язык - язык успешной интеграции в глобальную экономику».
Сегодня знание иностранного языка, по существу, открывает окно в большой глобальный мир с его колоссальным потоком информации и инноваций. Овладение иностранным языком дает возможность обучения за рубежом в лучших вузах мира и создает возможность получения практического опыта в передовых странах планеты.
Для реализации государственной политики Республики Казахстан в
Сфере образования необходима «Программа развития полиязычного образования в организациях ТиПО на 2018 - 2022 годы». Полиязычное образование представляет собой целенаправленный, организуемый, нормируемый триединый процесс обучения, воспитания и развития индивида как полиязыковой личности на основе одновременного овладения несколькими языками как «фрагментом» социально значимого опыта человечества, воплощенного в языковых знаниях и умениях, языковой и речевой деятельности. В разработанной Программе полиязычное образование рассматривается процесс поэтапного внедрения полиязычного образования.
Программа представляет собой комплекс взаимосвязанных по ресурсам и срокам мероприятий, охватывающих изменения в структуре, содержании и технологиях образования в ТиПО. Реализация программы позволит создать полиязычную среду в организациях ТиПО, способствующих для развития профессиональных компетенций обучающихся посредством реализации полиязычного образования; повысится востребованность специалистов на международном рынке; возрастет конкурентоспособность выпускников колледжей технического и профессионального образования нашего региона; уровеньпреподавания будет соответствовать международным стандартам.
Реализация Программы даст возможность для обучающихся и преподавательского состава доступа к качественному образованию, к лучшим образовательным ресурсам и технологиям, развитие коммуникативной и профессиональной компетентности.
Таким образом, данная Программа предполагает дальнейшую модернизацию системы образования ТиПО. В результате реализации программы по специальностям колледжа будет реализована полиязычная модель обучения.
Основные направления Программы полиязычного образования
Для реализации полиязычного образования необходимо начать работу
в следующих направлениях:
-Изучение нормативно-правовых актов по вопросам полиязычного образования;
-Foundation (погружение в Язык за счет факультативных часов и консультаций 1 курс,1 семестр), проведение предметно-языковых кружков (2-4 курс);
-Повышение квалификации и языкового уровня ИГ1Р;
-Преподавание предметов информатика, физика, химия, биология и специальных дисциплин на казахском, русском и английском языках.
Этапы реализации программы
Программа будет реализовываться в три этапа: 2018-2019учебный год, 2019 -2021 годы и 2021-2022 год.
На первом этапе реализации предусмотрено:
-создание полиязычной среды в учебном заведении;
-создание условий для развития профессиональных компетенций обучающихся посредством реализации полиязычного образования;
-подготовка и издание терминологических словарей (глоссарий) по
специальности, учебников, учебно-методических пособий на английском языке, в том числе на электронных носителях;
-внедрение уровневой модели изучения языков;
-разработка компетентностно-языковой модели образовательных программ.
Для реализации мероприятий первого этапа необходимо:
-интенсивное изучение английского языка в 1 семестре за счет
факультативных часов и консультаций;
-организация курсов изучения английского языка для преподавательского состава;
-организация и проведение курсов повышения квалификации преподавательского состава по методике преподавания;
На этапах реализации полиязычной программы приоритет отдается осуществлению мероприятий по плану.
Ожидаемые результаты:
К 2022 году обучение в организациях ТиПО будет давать результат в виде высокого качества знаний и развития потенциала выпускников, владеющих тремя языками на профессиональном уровне.
3.Краткое резюме программы, обоснование ее социальной
значимости для развития системы ТиПО Павлодарской области
Современное казахстанское общество сегодня характеризуется общественной модернизацией и стремлением к мировым интеграционным процессам, где ведущую позицию в процессе модернизации занимает образование. Известно только то, что общество может успешно развиваться и гармонично вписаться в ряд ведущих стран мира, которое сумеет создать для своих граждан достойные условия приобретения качественного исовременного образования. Президент страны Н.А. Назарбаев поставил достаточно высокую планку:«образование должно стать конкурентоспособным, высококачественным, таким, чтобы выпускники казахстанских учебных заведений могли легко продолжить обучение в зарубежных вузах».
В связи с этим в нашей стране начата поэтапная реализация культурного проекта «Триединство языков». Идею триединства выражает простая и понятная формула: развиваем государственный язык, поддерживаем русский и изучаем английский. Впервые эта идея была озвучена в октябре 2006 года на XII сессии Ассамблеи народа Казахстана. Тогда глава государства отметил, что знание, как минимум, трех языков важно для будущего детей Казахстана. И уже в Послании 2007 года «Новый Казахстан в новом мире» глава государства предложил начать поэтапную реализацию культурного проекта «Триединство языков». Проект был выделен как отдельное направление внутренней политики. Результатом такого послания президента стала Государственная программа функционирования и развития языков на 2011-2020 годы.
Полиязычное образование - это целенаправленный, организуемый, нормируемый триединый процесс обучения, воспитания и развития индивида как полиязыковой личности на основе одновременного овладения несколькими языками как «фрагментом» социально значимого профессионального опыта человечества, воплощенного в языковых знаниях и умениях, языковой и речевой деятельности, а также в профессиональной деятельности. Достижение этого возможно на основе пошагового перехода на полиязычное обучение - на начальной стадии вводить элементы казахского, английского языков в другие предметы - информатику, химию, биологию, физику и специальные дисциплины.
В основе программы полиязычного обучения лежат следующие методические принципы:
- интеграция основных речевых умений и навыков (на трех языках);
-профессионально-коммуникативная направленность заданий и
дидактического материала;
-контекстуальное введение лексики (терминологии).
4. Основные идеи эксперимента, цели,
исходные теоретико-методологические положения
1 .Актуальность программы полиязычного образования обусловлена тем, что это назревшая жизненная необходимость, поскольку интенсивные темпы и уровень развития науки и техники в мире требуют свободного владения иностранными языками для более качественного и полноценного получения необходимых теоретических и практических знаний, умений и навыков. Это способствует выработке коммуникативных навыков обучающихся.
Программа полиязычного образования ставит перед собой следующие задачи:
-преподавателям информатики, химии, биологии, физики и языковедам
казахского, русского и английского разработать практикоориентированные интегрированные рабочие программы и перспективнотематические планы полиязычного образования;
-ввести в систему образовательного процесса интегрированные занятия по предметам: информатика, физика, химия, биология и профессиональному казахскому, профессиональному русскому языку и профессиональному английскому языкам;
- проводить обучение на казахском, русском и английском языках;
-обучить студентов колледжа коммуникативным навыкам на казахском, русском и английском языках в соответствии с отобранными темами и требованиями рабочей программы;
- совершенствовать умения обучающихся в четырех видах речевой деятельности: говорение, письмо, чтение и аудирование (аутентичные тексты по профессиональной тематике с пониманием общей идеи, с извлечением информации и детальным пониманием).
2. Этапы эксперимента и прогнозируемые результаты
Для реализации программы полиязычного обучения необходим общеколледжный подход для устойчивого развития, который объединит предметы различных циклов не только в учебной, но и внеучебной деятельности. Для внедрения в учебно- воспитательный процесс программы полиязычного образования исследование проводится в три этапа:
на первом этапе - осуществляется анализ современного состояния исследуемой проблемы; определяется тема, цель исследования, осуществляется конкретизация задач; выявляется роль участия преподавателей различных предметов в определении содержания подготовки, многообразия методов и форм программы полиязычного обучения на занятиях;
Также на этом этапе разрабатывается и обосновывается научно- методическое обеспечение целевой подготовки в условиях программы полиязычного образования, мониторинг текущих и итоговых результатов обучения;
на втором этапе - проводится экспериментальная проверка научно- методического обеспечения подготовки обучающихся к условиям программы полиязычного образования,; учебно-программная документация на основе ГОСО; средства обучения; средства контроля, методические рекомендации;
на третьем этапе - осуществляется осмысление и обобщение результатов; разрабатывается, обосновывается совокупность методов и приемов предметной деятельности обучающихся по овладению содержанием обучения. Планируется проведение ряда мероприятий по обобщению и обмену опытом среди ИПР организаций ТиПО.
6.Ожидаемые результаты
Внедрение системы полиязычного обучения в системе ТиПО
позволит
-пополнить понятийный аппарат, используемый при полиязычном
обучении;
- повысить педагогическое мастерство преподавателей;
- совершенствовать языковую подготовку;
-овладеть методикой ведения занятий с использованием казахского, русского и английского языков;
-повысить мотивацию участников учебно-воспитательного процесса к достижению высоких результатов в учёбе и работе;
Обучающиеся, оценивая качество своего обучения и воспитания, смогут эффективно действовать в проблемной ситуации, научатся адаптироваться в изменяющихся условиях современного общества, станут конкурентоспособными, готовыми к самореализации личности, дальнейшему продолжению образования.
Основными участниками эксперимента будут: администрация, преподаватели информатики, химии, биологии, физики, казахского, русского и английского языков и литературы.
Учитывая профиль учебного заведения, необходимо отметить, что ведущую роль в обеспечении развития функционально грамотной личности играют преподаватели специальных дисциплин. Для внедрения
программы полиязычного обучения необходимо теоретическое и
практическое взаимодействие этих педагогов и языковедческих
дисциплин.
Необходимое ресурсное обеспечение программы
Кадровое обеспечение
1.Повышение квалификации инженерно-педагогических работников по освоению направлений и технологий, ориентированных на реализацию программы.
Научно- методическое обеспечение
1.Проведение серии обучающих мастер-классов, семинаров, круглых столов, научно-практических конференций, методических мастерских, фестивалей педагогических идей.
2.Создание банка технологий, диагностических материалов по программе.
3.Приобретение учебно-методической литературы в соответствии с направлениями программы.
Мотивационное обеспечение
1.Разработка критериев оценки деятельности педагогов, работающих по данной программе
2. Разработка положения о поощрении педагогических кадров по итогам
реализации программы.
3.Привлечение спонсорских средств для поощрений по итогам реализации программы.
7.Контроль и оценка результатов освоения программы полиязычного обучения
Чтобы начать воплощать на практике программу полиязычного обучения,следует:
1.провести анализ текущей ситуации образовательного процесса учебного заведения: выбрать индикаторы, отражающие весь спектр полиязычного обучения;
2.акцентировать внимание на образовательную, воспитательную, внеурочную деятельность колледжа, в рамках которого будет проводиться реализация программы по полиязычному обучению;
3.спланировать действия по улучшению ситуации согласно выбранным индикаторам.
4.реализацию программы провести в три этапа.
5.после окончания срока реализации программы проанализировать ситуацию и наметить новые действия.
|