Учебно-методический комплекс куратора учебной группы |
Куратор – это педагог, занимающийся организацией, координацией и проведением воспитательной работы в учебной группе.
Основные направления деятельности куратора
1. Учебно-профессиональная деятельность
Наблюдение за успеваемостью, дисциплинированностью и склонностями учащихся в учебном процессе с целью комплексного изучения и дальнейшего корректирования личностных особенностей студентов, повышение их мотивации к учебно-профессиональной деятельности.
Осуществление контроля за посещаемостью и успеваемостью учащихся группы. Привитие учащимся дисциплинированности, ответственности, исполнительности.
Внесение предложений на поощрение отличников учебы, ребят активно участвующих в общественной жизни учебного заведения, а также предложений о мерах взыскания к нарушителям дисциплины.
Содействие формированию уважительного отношения учащихся к преподавателям, коммуникативной культуры своим примером межличностных отношений в кругу преподавателей, корректные отзывы о преподавательском составе. Участие в разрешении конфликтных ситуациях между учащимися и преподавателями.
2. Внеучебная деятельность
Создание благоприятного нравственно-психологического микроклимата в группе. Создание актива группы.
Подготовка, проведение и анализ воспитательных мероприятий в группе.
Анализ и разрешение возникающих конфликтных ситуаций. Обсуждение с учащимися событий окружающей жизни, телепередач, художественных фильмов.
Расширение кругозора, познавательных и профессиональных интересов учащихся посредством выездных мероприятий (посещение выставок, музеев, кинотеатров, спектаклей, экскурсий, турпоходов).
Содействие саморазвитию учащихся на факультативах, в кружках, клубах, секциях по интересам. Создание условий для проявления своих умений, способностей, талантов.
Формирование представлений о жилищно- бытовых условиях учащихся. Посещение проживающих в общежитии.
Взаимодействие с родителями, вовлечение их в участие в воспитательной работе группы.
3. Методическая деятельность
Создание технологии взаимодействия с учащимися по выполнению намеченных задач с обязательным учетом диагностической основы планирования воспитывающей деятельности индивидуально-личностных особенностей учащихся.
Разработка и оформление сценариев воспитательных мероприятий.
Внесение предложений по совершенствованию учебно-воспитательного процесса на всех уровнях. Участие в обсуждении вопросов и принятии решений, касающихся жизни и деятельности учащихся курируемой группы.
Повышение своего профессионального уровня посредством посещения курсов повышения квалификации, участия в работе методических объединений, обмена опытом, изучения соответствующей литературы.
Куратор группы представляет следующую документацию:
Заместителю директора по воспитательной работе:
журнал куратора группы;
отчет о проведенной работе за семестр, учебный год;
методические разработки внеклассных мероприятий (по проведению);
характеристики на учащихся (по требованию администрации).
Заведующим отделений:
ежемесячный отчет об успеваемости и посещаемости в конце каждого месяца;
мед справки и другие оправдательные документы.
Циклограмма деятельности куратора
Ежедневно:
работу с опаздывающими и выяснение причин отсутствия учащихся;
индивидуальная работа с учащимися;
анализ работы за день, информирование администрации учебного заведения (при необходимости).
Еженедельно:
взаимодействие с активом группы;
подготовка и проведение плановых мероприятий;
работа с родителями (при необходимости);
сотрудничество с преподавателями (при необходимости).
Каждый месяц:
составление плана работы на месяц;
согласование плана воспитательной работы;
участие в решении проблем учащихся, проживающих в общежитии;
взаимодействие с психологом и социальным педагогом;
участие в методических объединениях с целью повышения собственной квалификации.
Один раз в семестр:
проведение родительского собрания;
оформление кураторского журнала по итогам семестра;
анализ выполнения воспитательной работы за семестр.
Один раз в год:
проведение открытого воспитательного мероприятия;
составление перспективного плана работы группы;
отчет по итогам работы учебной группы за год.
Отчетность куратора группы
Рекомендации по анализу внеклассных воспитательных мероприятий
Известны два полхода к анализу внеклассных мероприятий и соответственно два вида анализа:
Анализ внеклассного мероприятия
1. Участники данного мероприятия. Группа, контингент, возраст, количество, добровольность (или обязательность) их участия.
Примерная схема психолого-педагогического анализа воспитательного дела
1. Тема занятий и ее педагогическое обоснование.
Анализ воспитательного мероприятия эстетической направленности
1. Конкретность задач (целей) мероприятия. Их соответствие возрастным и культурным особенностям воспитанников. Адекватное восприятие этих задач воспитанниками (и «артистами», и зрителями).
Схема анализа внеклассного воспитательного мероприятия
Методика проведения диспута
Учащиеся делятся на 2 группы оппонентов и 1 группу редколлегии. Ведущим может быть учитель или хорошо подготовленный ученик. Например, данная форма работы может быть предложена как итоговый урок в 9 классе по теме “Спорт” .
Учащимся даётся 15 минут для подготовки к участию в диспуте “Спорт: за или против” . 1 группа просматривает и выбирает позитивные утверждения, связанные со спортом, а 2 группа – негативные. Обе группы вспоминают жизненные примеры из своего опыта или опыта других людей (спортсменов, медиков…).
3 группа (самая малочисленная 2-3 человека) готовит плакат с названием темы, значок для ведущего, вывешивает табличку с фразами на английском языке, например: Согласен/ не согласен, Я другого мнения, Я думаю, вы ошибаетесь и др.
Роль ведущего не только начать и завершить работу диспута или представить стороны оппозиции, но и быть связующим звеном, задавать вопросы, уметь направлять ту или иную группу в нужное русло, подводить итог. Положительным моментом таких форм работы в виде КТД является следующее:
Социальный паспорт _____ группы
Куратор___________________________________________
Актив учащихся группы
Староста _________________________________________________________________________
Заместитель старосты ______________________________________________________________
Член студенческого самоуправления _________________________________________________
Физорг __________________________________________________________________________
Ответственный за питание _________________________________________________________
Культорганизатор ________________________________________________________________
Редколлегия _____________________________________________________________________
Куратор _______________________________________
Информация
о внеурочной занятости учащихся ______ группы
Куратор _____________________________________
Табель учета участия учащихся ______ группы в общеколледжных мероприятиях
Куратор группы______________________
АКТ
обследования жилищно-бытовых и семейных условий
От «____» ______________ 20 __ года.
несовршеннолетний _______________________________________________________________
дата рождения ____________________________________________________________________
проживающего по адресу: __________________________________________________________
в присутствии ____________________________________________________________________
проведено обследование жилищно-бытовых и семейных условий подростка.
Время проведения обследования: с час. мин. до час. мин. Обследованием установлено, что семья состоит из ________________
Мать _________________________________________________________________________________
Отец _________________________________________________________________________________
Общая площадь квартиры __________________________________________________________
Санитарное состояние _____________________________________________________________
Имеется ли необходимая мебель ____________________________________________________
Взаимоотношение в семье _________________________________________________________
Характеристика родителей _________________________________________________________
В связи с чем проводилось обследование _____________________________________________
Во время обследования подросток находился (лась) ___________________________________
И занимался ________________________________________________________________________________
Во время обследования проведена беседа ____________________________________________
Заключение
Обследование произведено в присутствии:
______________ /Ф.И.О./
______________ /Ф.И.О./
______________ /Ф.И.О./
Журнал инструктажей
по технике безопасности
|