Закон Республики Казахстан "О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан" |
О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан
(с изменениями и дополнениями по состоянию на 07.03.2014 г.)
Настоящий Закон регулирует общие правовые основы государственного контроля и надзора в Республике Казахстан и направлен на установление единых принципов осуществления контрольной и надзорной деятельности, а также на защиту прав и законных интересов государственных органов, физических и юридических лиц, в отношении которых осуществляется государственный контроль и надзор.
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе В настоящем Законе используются следующие основные понятия: 1) органы контроля и надзора - государственные органы и их территориальные подразделения, осуществляющие в соответствии с законодательством лицензирование и (или) выдачу иных разрешительных документов, постановку на регистрационный учет, а также наблюдение и проверку на предмет соответствия деятельности проверяемых субъектов требованиям, установленным законодательством Республики Казахстан в соответствии со статьей 5 настоящего Закона; 2) меры оперативного реагирования - предусмотренные законами Республики Казахстан способы воздействия на проверяемых субъектов в целях предотвращения наступления общественно опасных последствий, применяемые в ходе осуществления и по результатам проверки; 3) государственный контроль (далее - контроль) - деятельность государственного органа по проверке и наблюдению за проверяемыми субъектами на предмет соответствия их деятельности требованиям, установленным законодательством Республики Казахстан, в ходе осуществления и по результатам которой могут применяться меры правоограничительного характера без оперативного реагирования; 4) государственный надзор (далее - надзор) - деятельность государственного органа по проверке и наблюдению за соблюдением проверяемыми субъектами требований законодательства Республики Казахстан, в ходе осуществления и по результатам которой могут применяться меры правоограничительного характера, в том числе оперативного реагирования; 5) риск - вероятность причинения вреда в результате деятельности проверяемого субъекта жизни или здоровью человека, окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, имущественным интересам государства с учетом степени тяжести его последствий; 6) система оценки рисков - комплекс мероприятий, проводимый органом контроля и надзора, с целью планирования проверок; 7) проверяемые субъекты - физические лица, юридические лица, в том числе государственные органы, филиалы и представительства юридических лиц, за деятельностью которых осуществляются контроль и надзор. Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о контроле и надзоре 1. Законодательство Республики Казахстан о контроле и надзоре основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан. 2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора. Статья 3. Сфера применения настоящего Закона 1. Настоящий Закон регулирует отношения в области организации проведения контроля и надзора за проверяемыми субъектами независимо от правового статуса, форм собственности и видов деятельности, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3, 4 настоящей статьи и пунктом 3 статьи 12 настоящего Закона. 2. Настоящим Законом устанавливаются: 1) порядок проведения проверок, осуществляемых органами контроля и надзора; 2) порядок взаимодействия органов контроля и надзора при проведении проверок; 3) права и обязанности проверяемых субъектов при проведении контроля и надзора, меры по защите их прав и законных интересов; 4) права и обязанности органов контроля и надзора и их должностных лиц при проведении проверок. 3. Действие настоящего Закона, за исключением статей 4 и 8 настоящего Закона, не распространяется на отношения, связанные с: 1) контролем за соблюдением условий контрактов на осуществление инвестиций, предусматривающих инвестиционные преференции; 2) контролем за исполнением недропользователями условий контрактов на проведение разведки, добычи, совмещенной разведки и добычи полезных ископаемых либо строительство и (или) эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с разведкой и (или) добычей, либо на государственное геологическое изучение недр; 3) государственным контролем в сфере таможенного дела. 4. Действие настоящего Закона, за исключением статьи 8 настоящего Закона, не распространяется на отношения в сферах: 1) высшего надзора, осуществляемого прокуратурой; 2) контроля и надзора в ходе досудебного производства по уголовному делу; 3) правосудия; 4) оперативно-розыскной деятельности; 5) контроля за соблюдением требований законодательства Республики Казахстан о государственных секретах. Пункт 5 изложен в редакции Закона РК от 05.07.12 г. № 30-V (см. стар. ред.) 5. Отношения, возникающие при проведении контроля и надзора, указанных в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, а также связанных с соблюдением требований финансового законодательства Республики Казахстан, контролем и надзором финансового рынка и финансовых организаций, устанавливаются законами Республики Казахстан, регулирующими отношения в указанных сферах. Статья 4. Принципы и задачи контроля и надзора 1. Контроль и надзор основываются на принципах: 1) законности; 2) равенства всех перед законом и судом; 3) презумпции добросовестности физического или юридического лица; 4) гласности; 5) плановости и системности контроля и надзора; 6) профессионализма и компетентности должностных лиц государственных органов; 7) ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение должностными лицами органов контроля и надзора своих обязанностей и превышение ими своих полномочий; 8) приоритета предупреждения правонарушения перед наказанием; 9) необходимости и достаточности; 10) разграничения контрольных полномочий между государственными органами; 11) поощрения добросовестных проверяемых субъектов, концентрации контроля и надзора на нарушителях; 12) повышения способности проверяемых субъектов и потребителей к самостоятельной защите своих законных прав; 13) подотчетности и прозрачности системы государственного контроля и надзора; 14) независимости; 15) объективности и беспристрастности; 16) достоверности. 2. Задачей контроля и надзора является обеспечение безопасности производимой и реализуемой проверяемым субъектом продукции, технологических процессов для жизни и здоровья людей, защиты их имущества, безопасности для окружающей среды, национальной безопасности Республики Казахстан, включая экономическую безопасность, предупреждения обманной практики, экономии природных и энергетических ресурсов, повышения конкурентоспособности национальной продукции и защиты конституционных прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц. 3. Государственным органам запрещается принимать подзаконные нормативные правовые акты по вопросам порядка проведения проверок субъектов частного предпринимательства, за исключением нормативных правовых актов, предусмотренных пунктом 3 статьи 13, пунктом 1 статьи 14, пунктом 1 статьи 15 настоящего Закона. 4. Государственные органы, разрабатывающие проекты нормативных правовых актов, регулирующие вопросы контроля и надзора за деятельностью субъектов частного предпринимательства, согласовывают их с уполномоченным органом по предпринимательству. 5. Контроль и надзор за частным предпринимательством осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан в сферах деятельности, указанных в приложении к настоящему Закону. Статья 5. Требования, предъявляемые к деятельности проверяемых субъектов Требования, предъявляемые к деятельности проверяемых субъектов, устанавливаются нормативными правовыми актами, а в случаях, предусмотренных законами Республики Казахстан, только законами Республики Казахстан, указами Президента Республики Казахстан и постановлениями Правительства Республики Казахстан. Статья 6. Гарантии субъектов частного предпринимательства при осуществлении контроля и надзора правоохранительными органами В отношении субъектов частного предпринимательства правоохранительные органы проводят контрольные и (или) надзорные мероприятия только в рамках оперативно-розыскной деятельности, уголовного преследования,административного производства и (или) реализации регулятивных функций, осуществляемых правоохранительными органами, а также в иных случаях, предусмотренных законами Республики Казахстан. Статья 7. Контроль 1. Контроль подразделяется на внутренний контроль и внешний контроль. 2. Внутренний контроль - контроль, осуществляемый государственным органом за исполнением его структурными и территориальными подразделениями, подведомственными государственными органами и организациями принятых государственным органом решений, а также требований законодательства Республики Казахстан. Порядок проведения внутреннего контроля определяется статьей 8 настоящего Закона. Действие настоящего пункта не распространяется на внутренний контроль, осуществляемый уполномоченным Правительством Республики Казахстан органом по внутреннему контролю, проводимому в соответствии с Бюджетным кодексом Республики Казахстан. 3. Внешний контроль - контроль, осуществляемый органом контроля и надзора по проверке и наблюдению за деятельностью проверяемых субъектов на соответствие требованиям, указанным в статье 5 настоящего Закона. Порядок проведения внешнего контроля определяется статьей 10 и главой 2 настоящего Закона. По результатам внешнего контроля в случае выявления нарушений законодательства Республики Казахстан государственные органы в пределах своей компетенции возбуждают административное, дисциплинарное производство либо инициируют соответствующие исковые заявления в пределах своей компетенции и (или) принимают иные меры, предусмотренные законами Республики Казахстан. Статья 8. Внутренний контроль 1. Внутренний контроль подразделяется на: 1) контроль за исполнением правовых актов (мероприятий, выполнение которых предусмотрено правовыми актами). В этом случае на контроль берутся все правовые акты, в которых содержатся мероприятия, подлежащие исполнению; 2) контроль за исполнением поручений Президента Республики Казахстан, Правительства Республики Казахстан и руководящих должностных лиц государственного органа, вытекающих из иных документов служебного характера. 2. Внутренний контроль производится путем: 1) истребования необходимой информации; 2) заслушивания и обсуждения отчетов и докладов об исполнении; 3) ревизии и иных форм документальной проверки; 4) проверки с выездом на место; 5) другими не противоречащими законодательству способами. 3. Внутренний контроль производится по следующим параметрам: 1) соответствия деятельности структурных, территориальных подразделений, подведомственных государственных органов и организаций и должностных лиц поставленным перед ними задачам; 2) своевременности и полноты исполнения; 3) соблюдения требований законодательства при исполнении. 4. Должностное лицо либо соответствующее структурное подразделение государственного органа, уполномоченное на осуществление контроля за исполнением вступившего в силу правового акта, разрабатывает при необходимости мероприятия по контролю. При этом должностное лицо либо соответствующее структурное подразделение государственного органа, уполномоченное на осуществление контроля, анализирует поступающую информацию о его исполнении для определения: 1) степени и качества исполнения правового акта; 2) наличия отклонений в исполнении правового акта, установления их причин и возможных мер для устранения отклонений; 3) возможности снятия с контроля либо продления срока исполнения; 4) ответственности конкретных должностных лиц за неисполнение или ненадлежащее исполнение правового акта. Выработанные по итогам анализа информации предложения докладываются руководству государственного органа для принятия соответствующего решения. О принятом решении информируются исполнители государственного органа, проводившие анализ информации. 5. Снятие с контроля и продление сроков исполнения мероприятий, предусмотренных правовым актом, осуществляются руководством государственного органа. 6. Контрольная служба вышестоящего государственного органа либо органа-исполнителя до истечения установленного в правовом акте срока исполнения направляет исполнителю соответствующее письменное напоминание в порядке, определяемом регламентом государственного органа. Дополнительные вопросы организации и осуществления внутреннего контроля могут определяться самим государственным органом либо вышестоящим по отношению к нему государственным органом. Статья 9. Надзор 1. Надзор заключается в применении уполномоченным государственным органом правоограничительных мер оперативного реагирования без возбуждения административного производства. Правоограничительные меры оперативного реагирования предусматриваются законами Республики Казахстан и применяются государственными органами в случае, если деятельность, товар (работа, услуга) проверяемого субъекта представляют непосредственную угрозу конституционным правам, свободам и законным интересам физических и юридических лиц, жизни и здоровью людей, окружающей среде, национальной безопасности Республики Казахстан. 2. Надзор подразделяется на: 1) высший надзор, осуществляемый прокуратурой от имени государства в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, Законом Республики Казахстан «О Прокуратуре» и иным законодательством Республики Казахстан; 2) надзор, осуществляемый уполномоченными государственными органами в порядке и на условиях, установленных настоящим Законом и иными законами Республики Казахстан. Статья 10. Формы контроля и надзора 1. Контроль и надзор за деятельностью проверяемых субъектов осуществляются в форме: 1) проверки, порядок организации и проведения которой определяется настоящим Законом; 2) иных форм контроля и надзора, носящих предупредительно-профилактический характер, если иное не предусмотреноНалоговым кодексом Республики Казахстан, порядок организации и проведения которых определяется настоящей статьей и иными законами Республики Казахстан. 2. При проведении иных форм контроля и надзора не требуются предварительное уведомление проверяемого субъекта, а также регистрация в уполномоченном органе по правовой статистике и специальным учетам. По итогам иных форм контроля и надзора за субъектами частного предпринимательства в зависимости от их вида могут быть составлены итоговые документы (справка, предписание, заключение и другое) без возбуждения дела об административном правонарушении в случае выявления нарушения, но с обязательным разъяснением проверяемому субъекту порядка его устранения. Часть вторая настоящего пункта не распространяется на иные формы контроля, осуществляемые в соответствии сНалоговым кодексом Республики Казахстан. Статья дополнена пунктом 3 в соответствии с Законом РК от 05.07.11 г. № 452-IV (введены в действие по истечении трех месяцев после его первого официального опубликования); внесены изменения в соответствии с Законом РК от 10.07.12 г. № 36-V (см. стар. ред.) 3. Иные формы контроля и надзора проводятся органами контроля и надзора в соответствии с принципом необходимости и достаточности без посещения объектов (субъектов) контроля, за исключением случаев: установленных налоговым законодательством Республики Казахстан; если посещение связано с получением (прохождением) разрешительных документов (процедур) с обязательным уведомлением органов по правовой статистике и специальным учетам по месту нахождения объекта (субъекта) за сутки до его посещения; проведения инспектирования строительно-монтажных работ на соответствие требованиям, предъявляемым к возведению и изменению несущих и ограждающих конструкций зданий и сооружений; контроля соблюдения размеров предельно допустимых розничных цен на социально значимые продовольственные товары; осуществления контроля органами внутренних дел по вопросам соблюдения правил оборота оружия и патронов к нему в Республике Казахстан; осуществления контроля по соблюдению стандартов оказания специальных социальных услуг. Статья 11. Компетенция органов контроля и надзора Органы контроля и надзора: 1) разрабатывают и реализуют государственную политику в области государственного контроля и надзора в соответствующей сфере; 2) вносят предложения по совершенствованию проведения контроля и надзора; 3) организуют и проводят контроль и надзор в соответствии с законами Республики Казахстан; 4) разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции нормативные правовые акты в области контроля и надзора; 5) организуют и проводят мониторинг эффективности контроля и надзора; 6) осуществляют взаимную координацию деятельности органов контроля и надзора в Республике Казахстан; 7) осуществляют иные функции, предусмотренные настоящим Законом и иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан. Глава 2. ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК Статья 12. Общие вопросы проверки 1. Проверка проверяемого субъекта - одна из форм контроля и надзора, которую проводят органы контроля и надзора, путем совершения одного из следующих действий: 1) посещения проверяемого субъекта должностным лицом государственного органа; 2) запроса необходимой информации, касающейся предмета проверки, за исключением истребования необходимой информации при проведении иных форм контроля и надзора; 3) вызова проверяемого субъекта с целью получения информации о соблюдении им требований, установленных законодательством Республики Казахстан в соответствии со статьей 5 настоящего Закона. 2. Предметом проверки является соблюдение проверяемыми субъектами требований, установленных законодательством Республики Казахстан в соответствии со статьей 5 настоящего Закона. 3. Действия настоящей главы, за исключением пунктов 2 и 3 статьи 26, статьи 29 настоящего Закона, не распространяются на осуществление контроля и надзора, связанного с: 1) пересечением Государственной границы Республики Казахстан; 2) проведением контроля и надзора в области карантина растений, санитарно-карантинного, ветеринарного контроля при пересечении таможенной границы таможенного союза и (или) Государственной границы Республики Казахстан; 3) соблюдением требований безопасности дорожного движения; 4) проездом автотранспортных средств по территории Республики Казахстан на постах транспортного контроля на предмет соблюдения требований безопасности на транспорте; Подпункт 5 изложен в редакции Закона РК от 10.07.12 г. № 36-V (см. стар. ред.) 5) контролем и надзором за выполнением требований по безопасной эксплуатации судов в соответствии с законами Республики Казахстан о внутреннем водном транспорте и торговом мореплавании; 6) соблюдением физическими лицами требований хранения, ношения и использования гражданского оружия; В подпункт 7 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 05.07.11 г. № 452-IV (введены в действие по истечении трех месяцев после его первого официального опубликования) (см. стар. ред.) 7) осуществлением государственного контроля и надзора по ветеринарии и карантину растений на объектах внутренней торговли, реализующих продукцию и сырье животного происхождения, в организации, осуществляющей производство, заготовку (убой), хранение, переработку продуктов и сырья животного, растительного происхождения в едином технологическом цикле; В подпункт 8 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 25.01.12 г. № 548-IV (см. стар. ред.) 8) соблюдением на особо охраняемых природных территориях и территории государственного лесного фонда требований в области особо охраняемых природных территорий, охраны, защиты, пользования лесным фондом, воспроизводства лесов и лесоразведения, а также с целью осуществления контроля за несанкционированным изъятием объектов животного и растительного мира; 9) контролем и надзором мероприятий в карантинных зонах и неблагополучных пунктах по особо опасным болезням животных; 10) соблюдением физическими и юридическими лицами требований безопасности полетов воздушных судов и авиационной безопасности; 11) контролем в сфере легального оборота оружия, взрывчатых и ядовитых веществ, наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, гражданских пиротехнических веществ и изделий с их применением в рамках проводимых оперативно-профилактических мероприятий органов внутренних дел; Подпункт 12 изложен в редакции Закона РК от 10.07.12 г. № 36-V (см. стар. ред.) 12) контролем на территории субъекта, осуществляющего производство отдельных видов подакцизных товаров, посредством акцизных постов, установленных в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан, а также проведением контрольного учета этилового спирта и алкогольной продукции в организациях, осуществляющихпроизводство этилового спирта и алкогольной продукции; 13) соблюдением требований финансового законодательства Республики Казахстан, а также контролем и надзором финансового рынка и финансовых организаций; См.также: Письмо Национального Банка Республики Казахстан от 27 февраля 2012 года № 21024/1030юр В подпункт 14 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 10.07.12 г. № 34-V (см. стар. ред.) 14) соблюдением требований антимонопольного законодательства Республики Казахстан, осуществляемого антимонопольным органом; 15) соблюдением требований бюджетного законодательства Республики Казахстан и иных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы исполнения государственного бюджета; Пункт дополнен подпунктом 16 в соответствии с Законом РК от 26.01.11 г. № 400-IV (введены в действие по истечении тридцати календарных дней после его первого официального опубликования) 16) Исключен в соответствии с Законом РК от 05.07.11 г. № 452-IV (введены в действие по истечении трех месяцев после его первого официального опубликования) (см. стар. ред.) Пункт дополнен подпунктами 17 и 18 в соответствии с Законом РК от 05.07.11 г. № 452-IV (введены в действие по истечении трех месяцев после его первого официального опубликования) 17) соблюдением требований законодательства Республики Казахстан, регламентирующего продажу несовершеннолетним алкогольной и табачной продукции, а также порядок нахождения несовершеннолетних в развлекательных заведениях; 18) соблюдением требований по эксплуатации и техническому состоянию энергетического оборудования электрических станций единой электроэнергетической системы Республики Казахстан, электрических сетей свыше 0,4 киловольта, магистральных тепловых сетей и котельных с установленной мощностью более 100 Гкал/час; Пункт дополнен подпунктами 19 - 21 в соответствии с Законом РК от 10.07.12 г. № 36-V 19) контролем за соблюдением правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа в пассажирских поездах в пути следования; 20) торговлей вне мест, установленных местным исполнительным органом; 21) соблюдением центральными государственными органами, маслихатами и акиматами требований по государственной регистрации нормативных правовых актов, а также официальному опубликованию нормативных правовых актов; Пункт дополнен подпунктом 22 в соответствии с Законом РК от 04.07.13 г. № 132-V 22) осуществлением контроля за состоянием антитеррористической защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении, за исключением объектов Республики Казахстан, охраняемых Вооруженными Силами, другими войсками и воинскими формированиями Республики Казахстан, а также специальными государственными органами, и соблюдением их руководителями требований, предусмотренных законодательством Республики Казахстан о противодействии терроризму; Пункт дополнен подпунктом 23 в соответствии с Законом РК от 10.12.13 г. № 153-V 23) соблюдением требований законодательства в области миграции населения. 4. Отношения, возникающие при проведении проверок, указанных в пункте 3 настоящей статьи, регулируются в соответствии с законами Республики Казахстан. 5. Особенности порядка, сроки проведения, продления, приостановления проверок, оформления акта о назначении, результатах и завершении проверок, осуществляемых органами налоговой службы, определяются Налоговым кодексомРеспублики Казахстан. Статья 13. Система оценки рисков 1. В зависимости от степени риска государственные органы относят проверяемых субъектов к группам высокого, среднего либо незначительного риска и определяют для них периодичность проведения плановых проверок, но не чаще: 1) одного раза в год - при высокой степени риска; 2) одного раза в три года - при средней степени риска; 3) одного раза в пять лет - при незначительной степени риска. 2. Для проверки соблюдения требований, установленных законодательством Республики Казахстан в соответствии состатьей 5 настоящего Закона в области санитарно-эпидемиологического надзора, ветеринарии, карантина и защиты растений, семеноводства, зернового и хлопкового рынка, архитектуры, градостроительства и строительства, периодичность проведения плановых проверок не должна быть чаще: 1) в области ветеринарии, карантина и защиты растений, семеноводства, зернового и хлопкового рынка: одного раза в полгода - при высокой степени риска; одного раза в год - при средней степени риска; одного раза в три года - при незначительной степени риска; Подпункт 2 изложен в редакции Закона РК от 10.07.12 г. № 36-V (см. стар. ред.) 2) в области санитарно-эпидемиологического контроля: одного раза в квартал - при высокой степени риска; одного раза в полгода - при средней степени риска; одного раза в год - при незначительной степени риска; Подпункт 3 изложен в редакции Закона РК от 10.07.12 г. № 36-V (см. стар. ред.) 3) в области архитектуры, градостроительства и строительства: одного раза в полгода - при высокой степени риска; одного раза в год - при средней степени риска; одного раза в три года - при незначительной степени риска. Распределение проверяемых субъектов по степеням риска осуществляется с учетом значимости субъекта с точки зрения тяжести последствий, отраслевой статистики нарушений требований, установленных законодательством Республики Казахстан в соответствии со статьей 5 настоящего Закона, а также результатов внеплановых проверок. В пункт 3 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 05.07.11 г. № 452-IV (введены в действие по истечении трех месяцев после его первого официального опубликования) (см. стар. ред.) 3. Государственные органы разрабатывают и утверждают акты, касающиеся форм обязательной ведомственной отчетности,проверочных листов, критерии оценки степени риска, полугодовой план проведения проверок. В пункт 4 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 05.12.13 г. № 152-V (введены в действие с 1 января 2014 г.) (см. стар. ред.) 4. Критерии оценки степени риска в сфере частного предпринимательства утверждаются совместным приказом органов контроля и надзора и уполномоченного органа по предпринимательству и публикуются на официальных интернет-ресурсах государственных органов, за исключением случаев, предусмотренных Налоговым кодексом Республики Казахстан. Критерии оценки степени риска - совокупность количественных и качественных показателей, связанных с непосредственной деятельностью проверяемого субъекта, особенностями отраслевого развития и факторами, влияющими на это развитие, позволяющих отнести проверяемых субъектов к различным степеням риска. См.: Указ Президента Республики Казахстан от 27 февраля 2014 года № 757 «О кардинальных мерах по улучшению условий для предпринимательской деятельности в Республике Казахстан» Статья 14. Ведомственный учет 1. Государственные органы разрабатывают и утверждают акты, касающиеся форм обязательной ведомственной отчетности. Формы обязательной ведомственной отчетности по вопросам проверок проверяемых субъектов утверждаются совместным приказом руководителя государственного органа, уполномоченного органа по правовой статистике и специальным учетам. Формы обязательной ведомственной отчетности по вопросам проверок проверяемых субъектов в сфере частного предпринимательства также должны утверждаться уполномоченным органом по предпринимательству. 2. Органы контроля и надзора на постоянной и непрерывной основе обязаны вести ведомственный учет количества проверок проверяемых субъектов, а также выявленных нарушений в соответствии с проверочными листами и принятых к ним мер административного воздействия. Сводные данные ведомственной отчетности по проверкам проверяемых субъектов публикуются на официальных интернет-ресурсах государственных органов. Статья 15. Проверочные листы 1. Для однородных групп проверяемых субъектов органы контроля и надзора в пределах своей компетенции утверждают проверочные листы. Формы проверочных листов определяются и утверждаются органом контроля и надзора и подлежат опубликованию в средствах массовой информации и на официальных интернет-ресурсах государственных органов. Формы проверочных листов в сфере частного предпринимательства утверждаются совместным приказом органов контроля и надзора и уполномоченного органа по предпринимательству и публикуются на официальных интернет-ресурсах государственных органов. Пункт 2 изложен в редакции Закона РК от 10.07.12 г. № 36-V (см. стар. ред.) 2. Проверочный лист включает в себя исчерпывающий перечень требований к деятельности проверяемых субъектов, установленных законодательством Республики Казахстан в соответствии со статьей 5 настоящего Закона, несоблюдение которых влечет за собой угрозу жизни и здоровью человека, окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, государства. См. утвержденные формы проверочных листов Статья 16. Виды проверок 1. Проверки проверяемых субъектов делятся на следующие виды: 1) плановые; 2) внеплановые. Плановая проверка - проверка, назначаемая органом контроля и надзора в отношении конкретного проверяемого субъекта, на основании плана проверок, утвержденного уполномоченным органом, в соответствии с системой оценки рисков и с учетом установленных временных интервалов по отношению к предшествующим проверкам с целью предупреждения угрозы жизни и здоровью человека, окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, государства. Внеплановая проверка - проверка, назначаемая органом контроля и надзора в отношении конкретного проверяемого субъекта, с целью устранения непосредственной угрозы жизни и здоровью человека, окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, государства. См.: Указ Президента Республики Казахстан от 27 февраля 2014 года № 757 «О кардинальных мерах по улучшению условий для предпринимательской деятельности в Республике Казахстан» 2. Плановые и внеплановые проверки осуществляются в рабочее время проверяемого субъекта, установленное правилами внутреннего трудового распорядка, если иное не установлено частью второй настоящего пункта. Внеплановая проверка может проводиться во внеурочное время (ночное, выходные или праздничные дни) в случаях необходимости пресечения нарушений непосредственно в момент их совершения. В пункт 3 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 21.06.12 г. № 19-V (см. стар. ред.); Законом РК от 03.07.13 г. № 121-V (см. стар. ред.) 3. Плановые и внеплановые проверки подразделяются на: 1) комплексные проверки; 2) тематические проверки. При необходимости одновременного проведения проверки проверяемого субъекта несколькими органами контроля и надзора каждый из данных органов обязан оформить акт о назначении проверки и зарегистрировать его в уполномоченном органе по правовой статистике и специальным учетам, за исключением случаев привлечения к участию в проверках, назначаемых органами прокуратуры. При необходимости одновременного проведения проверки нескольких проверяемых субъектов по одному и тому же кругу вопросов одним органом контроля и надзора данный орган обязан оформить акт о назначении проверки на каждого проверяемого субъекта и зарегистрировать его в уполномоченном органе по правовой статистике и специальным учетам, за исключением налоговой проверки, проводимой по вопросам: 1) постановки на регистрационный учет в налоговых органах; 2) наличия контрольно-кассовых машин; 3) наличия и подлинности акцизных и учетно-контрольных марок; Пункт дополнен подпунктом 3-1 в соответствии с Законом РК от 26.12.12 г. № 61-V 3-1) наличия и подлинности сопроводительных накладных на алкогольную продукцию, нефтепродукты и биотопливо; 4) Исключен в соответствии с Законом РК от 26.12.12 г. № 61-V (см. стар. ред.) 5) наличия лицензии; 6) разрешения на отпуск этилового спирта; 7) патента; 8) регистрационной карточки, указанной в статье 574 Налогового кодекса Республики Казахстан; 9) наличия оборудования (устройства), предназначенного для осуществления платежей с использованием платежных карточек. Комплексная проверка - проверка деятельности проверяемого субъекта по комплексу вопросов соблюдения требований, установленных законодательством Республики Казахстан в соответствии со статьей 5 настоящего Закона. Тематическая проверка - проверка деятельности проверяемого субъекта по отдельным вопросам соблюдения требований, установленных законодательством Республики Казахстан в соответствии со статьей 5 настоящего Закона. В пункт 4 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 05.07.11 г. № 452-IV (введены в действие по истечении трех месяцев после его первого официального опубликования) (см. стар. ред.) 4. В срок до 10 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, и до 10 мая текущего календарного года органы контроля и надзора направляют полугодовые планы проведения проверок в уполномоченный орган по правовой статистике и специальным учетам для формирования Генеральной прокуратурой Республики Казахстан полугодового сводного плана проведения плановых проверок. В пункт 5 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 05.07.11 г. № 452-IV (введены в действие по истечении трех месяцев после его первого официального опубликования) (см. стар. ред.) 5. Изменения в полугодовые планы проведения проверок не допускаются. Генеральная прокуратура Республики Казахстан размещает полугодовой сводный план проведения плановых проверок на официальном интернет-ресурсе Генеральной прокуратуры Республики Казахстан в срок до 25 декабря текущего календарного года и до 25 мая текущего календарного года. 6. Основанием для назначения плановой проверки проверяемых субъектов является план, утвержденный органом контроля и надзора, на основании результатов мероприятий системы оценки рисков. Статья дополнена пунктом 6-1 в соответствии с Законом РК от 10.07.12 г. № 36-V (введен в действие с 1 января 2013 года) 6-1. Запрещается проведение плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства в течение трех лет со дня государственной регистрации (кроме созданных юридических лиц в порядке реорганизации и правопреемников реорганизованных юридических лиц). Действия настоящего пункта не распространяются на осуществление контроля и надзора, связанного с: 1) соблюдением установленных правил обращения и функционирования взрывчатых веществ; 2) деятельностью физических и юридических лиц, занятых в сфере оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему, гражданских пиротехнических веществ и изделий с их применением; 3) атомной энергией, радиоактивными веществами; 4) деятельностью физических и юридических лиц, занятых в области оборота ядов, вооружения, военной техники и отдельных видов оружия, взрывчатых и пиротехнических веществ и изделий с их применением. 7. Основаниями внеплановой проверки проверяемых субъектов являются: 1) контроль исполнения предписаний (постановлений, представлений, уведомлений) об устранении выявленных нарушений в результате проверки и по результатам иных форм контроля и надзора; 2) получение информации и обращений от физических и юридических лиц, государственных органов, депутатов Парламента Республики Казахстан и местных представительных органов о причинении либо об угрозе причинения существенного вреда жизни, здоровью человека, окружающей среде и законным интересам физических и юридических лиц, государства; 3) встречная проверка в отношении третьих лиц, с которыми проверяемый субъект имел гражданско-правовые отношения, с целью получения необходимой для осуществления проверки информации; 4) инициативное обращение проверяемого субъекта о проведении проверки его деятельности; В подпункт 5 внесены изменения на казахском языке, текст на русском языке не изменился в соответствии с ЗакономРК от 27.04.12 г. № 15-V 5) реорганизация и изменение наименования проверяемого субъекта, если в отношении него была намечена плановая проверка; 6) повторная проверка, связанная с обращением проверяемого субъекта о несогласии с первоначальной проверкой; 7) основания, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан; 8) обращения налогоплательщика, сведения и вопросы, определенные статьей 627 Налогового кодекса Республики Казахстан; Пункт дополнен подпунктом 9 в соответствии с Законом РК от 10.07.12 г. № 36-V 9) подача проверяемым субъектом уведомления о начале осуществления деятельности или определенных действий в порядке, установленном Законом Республики Казахстан «Об административных процедурах». 8. Внеплановые проверки не проводятся в случаях анонимных обращений. Пункт 9 изложен в редакции Закона РК от 05.07.11 г. № 452-IV (введены в действие по истечении трех месяцев после его первого официального опубликования) (см. стар. ред.) 9. Внеплановой проверке подлежат факты и обстоятельства, выявленные в отношении конкретных субъектов частного предпринимательства и послужившие основанием для назначения данной внеплановой проверки. 10. В случаях возникновения или угрозы возникновения распространения эпидемии, очагов карантинных объектов и особо опасных вредных организмов, инфекционных, паразитарных заболеваний, отравлений, радиационных аварий проводится внеплановая проверка объектов без предварительного уведомления и регистрации акта о назначении проверки с последующим его представлением в течение следующего рабочего дня в уполномоченный орган по правовой статистике и специальным учетам. Статья дополнена пунктом 10-1 в соответствии с Законом РК от 10.07.12 г. № 36-V 10-1. Внеплановые проверки по вопросам производства (формуляции), транспортировки, хранения, реализации и применения фальсифицированных пестицидов (ядохимикатов), а также производства, закупки, транспортировки, хранения, реализации фальсифицированных лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники проводятся без предварительного уведомления проверяемого субъекта. В пункт 11 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 05.07.11 г. № 452-IV (введены в действие по истечении трех месяцев после его первого официального опубликования) (см. стар. ред.) 11. В случае выявления оснований для проведения внеплановой проверки на объектах или у субъектов, находящихся на значительном отдалении от места расположения органов контроля и надзора и уполномоченного органа по правовой статистике и специальным учетам, внеплановая проверка осуществляется без предварительного уведомления и регистрации акта о назначении проверки с последующим его представлением в течение следующих пяти рабочих дней в уполномоченный орган по правовой статистике и специальным учетам. Значительным отдалением от места расположения контролирующих и регистрирующих органов считается расстояние, превышающее сто километров от места регистрации акта о назначении проверки до места ее проведения. 12. Перечисленные основания для проведения плановой и внеплановой проверки применяются в отношении структурных подразделений государственных органов, юридических лиц, структурных подразделений юридических лиц-нерезидентов, юридических лиц-нерезидентов, осуществляющих деятельность без регистрации в органах юстиции. 13. Запрещается проведение иных видов проверок, не установленных настоящим Законом, за исключением проверок, предусмотренных Налоговым кодексом Республики Казахстан. Статья 17. Акт о назначении проверок 1. Проверка проводится на основании акта о назначении проверки государственным органом. 2. В акте о назначении проверки указываются: 1) номер и дата акта; 2) наименование государственного органа; 3) фамилия, имя, отчество (при его наличии) и должность лица (лиц), уполномоченного на проведение проверки; 4) сведения о специалистах, консультантах и экспертах, привлекаемых для проведения проверки; До 1 января 2013 года в подпункте 5) пункта 2 слова «идентификационный номер» считать словами «регистрационный номер налогоплательщика» 5) наименование проверяемого субъекта или фамилия, имя, отчество (при его наличии) физического лица, в отношении которого назначено проведение проверки, его место нахождения, идентификационный номер, участок территории. В случае проверки филиала и (или) представительства юридического лица в акте о назначении проверки указываются его наименование и место нахождения; 6) предмет назначенной проверки; 7) срок проведения проверки; 8) правовые основания проведения проверки, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке; 9) проверяемый период; 10) права и обязанности проверяемого субъекта, предусмотренные статьей 27 настоящего Закона; 11) подпись лица, уполномоченного подписывать акты, и печать государственного органа. Статья 18. Регистрация акта о назначении проверки В пункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 10.07.12 г. № 36-V (см. стар. ред.) 1. Акт о назначении проверки, за исключением встречных проверок, осуществляемых органами налоговой службы в соответствии с Налоговым кодексом Республики Казахстан, в обязательном порядке регистрируется в уполномоченном органе по правовой статистике и специальным учетам. Регистрация акта о назначении проверок носит учетный характер. Проведение проверки без регистрации в уполномоченном органе по правовой статистике и специальным учетам не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом. Наличие регистрации акта о назначении проверки не является доказательством законности такой проверки. Общие сведения об актах о назначении встречных проверок, осуществляемых органами налоговой службы, в разрезе субъектов частного предпринимательства ежеквартально передаются в уполномоченный орган по правовой статистике и специальным учетам. В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 10.07.12 г. № 36-V (см. стар. ред.) 2. Акт о назначении проверки органом контроля и надзора регистрируется до начала проверки в уполномоченном органе по правовой статистике и специальным учетам путем его представления территориальному подразделению уполномоченного органа по правовой статистике и специальным учетам по месту нахождения проверяемого субъекта, в том числе в электронном формате. Порядок регистрации актов о назначении проверки, уведомлений о приостановлении, возобновлении, продлении сроков проверки, об изменении состава участников и представлении информационных учетных документов о проверке и ее результатах определяется Генеральной прокуратурой Республики Казахстан. 3. В случае, когда необходимость проверки вызвана сложившейся социально-экономической ситуацией, требующей немедленного устранения угрозы общественному порядку, здоровью населения и национальным интересам Республики Казахстан, а также при проведении проверки во внеурочное время (ночное, выходные или праздничные дни) в силу необходимости пресечения нарушений непосредственно в момент их совершения и проведения неотложных действий для закрепления доказательств, регистрация актов о назначении проверок производится в уполномоченном органе по правовой статистике и специальным учетам в течение следующего рабочего дня после начала проверки. Статья 19. Порядок проведения проверки В пункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 10.07.12 г. № 36-V (см. стар. ред.) 1. Орган контроля и надзора обязан известить в письменном виде проверяемого субъекта о начале проведения плановой проверки не менее чем за тридцать календарных дней до начала самой проверки с указанием сроков и предмета проведения проверки. При проведении внеплановой проверки, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 2), 3), 4), 7) и 8) пункта 7,пунктом 10 статьи 16 настоящего Закона, государственный орган обязан известить проверяемый субъект о начале проведения внеплановой проверки не менее чем за сутки до начала самой проверки с указанием предмета проведения проверки. 2. Должностные лица государственных органов, прибывшие для проверки на объект, обязаны предъявить: 1) акт о назначении проверки с отметкой о регистрации в уполномоченном органе по правовой статистике и специальным учетам; 2) служебное удостоверение; 3) при необходимости разрешение компетентного органа на посещение режимных объектов; 4) медицинский допуск, наличие которого необходимо для посещения объектов, выданный в порядке, установленном уполномоченным органом в области здравоохранения; 5) проверочный лист при плановой проверке. Началом проведения проверки считается дата вручения проверяемому субъекту акта о назначении проверки. 3. В случае отказа в принятии акта о назначении проверки или воспрепятствования доступу должностного лица органа контроля и надзора, осуществляющего проверку, к материалам, необходимым для проведения проверки, составляется протокол. Протокол подписывается должностным лицом органа контроля и надзора, осуществляющим проверку, и уполномоченным лицом проверяемого субъекта. Уполномоченное лицо проверяемого субъекта вправе отказаться от подписания протокола, дав письменное объяснение о причине отказа. Отказ от получения акта о назначении проверки не является основанием для отмены проверки. 4. Проверка может проводиться только тем должностным лицом (лицами), которое указано в акте о назначении проверки. При этом состав должностных лиц, проводящих проверку, может изменяться по решению органа контроля и надзора, о чем уведомляются проверяемый субъект и орган по правовой статистике и специальным учетам до начала участия в проверке лиц, не указанных в акте о назначении проверки, с указанием причины замены. Статья 20. Срок проведения проверки 1. Срок проведения проверки устанавливается с учетом объема предстоящих работ, а также поставленных задач и не должен превышать тридцать рабочих дней, за исключением отдельных случаев при проведении налоговой проверки, предусмотренных налоговым законодательством Республики Казахстан, а также проверок, проводимых в области санитарно-эпидемиологического контроля, ветеринарии, карантина и защиты растений, семеноводства, зернового и хлопкового рынка, для которых с учетом отраслевой особенности установлены следующие сроки проведения проверок: 1) проверки в области санитарно-эпидемиологического контроля - до пятнадцати рабочих дней и с продлением до пятнадцати рабочих дней; 2) в области ветеринарии, карантина и защиты растений, семеноводства, зернового и хлопкового рынка - не более пяти рабочих дней и с продлением до пяти рабочих дней. При необходимости проведения специальных исследований, испытаний, экспертиз, а также в связи со значительным объемом проверки срок проведения проверки может быть продлен только один раз руководителем органа контроля и надзора (либо лицом, его замещающим) на срок не более тридцати рабочих дней, за исключением отдельных случаев при проведении налоговой проверки, предусмотренных налоговым законодательством Республики Казахстан, и случаев, предусмотренных настоящим пунктом. В случае продления сроков проверки государственный орган в обязательном порядке оформляет дополнительный акт о продлении проверки с регистрацией в уполномоченном органе по правовой статистике и специальным учетам, в котором указываются номер и дата регистрации предыдущего акта о назначении проверки и причина продления. Проверка может быть приостановлена один раз на срок не более одного месяца. В случаях необходимости получения сведений и документов от иностранных государств, имеющих существенное значение в рамках проводимой проверки, проведения специальных исследований, испытаний, экспертиз на срок свыше тридцати рабочих дней, срок проведения проверки приостанавливается до их получения либо выполнения. Уведомление проверяемого субъекта о приостановлении либо возобновлении проверки производится за один день до приостановления либо возобновления проверки с уведомлением уполномоченного органа по правовой статистике и специальным учетам. При приостановлении или возобновлении проверки выносится акт о приостановлении либо возобновлении проверки. Исчисление срока проведения приостановленной проверки продолжается со дня ее возобновления. Повторное проведение проверки проверяемого субъекта, по которому проверка была приостановлена и не возобновлена в установленные в настоящей статье сроки, не допускается. Особенности порядка и сроки проведения, продления и приостановления проверок, осуществляемых органами налоговой службы, определяются Налоговым кодексом Республики Казахстан. Статья 21. Порядок отбора образцов продукции для экспертизы (анализа, испытания) 1. Отбор образцов продукции для проведения контроля и надзора, в том числе количество отбираемых образцов, определяется в соответствии с требованиями нормативных правовых актов и нормативных документов Республики Казахстан на продукцию и методы испытаний продукции. 2. Отбор образцов продукции производится должностным лицом органа контроля и надзора в присутствии руководителя или представителя проверяемого субъекта и уполномоченного лица проверяемого субъекта и удостоверяется актом отбора образцов продукции. Отобранные образцы продукции должны быть укомплектованы, упакованы и опломбированы (опечатаны). 3. Акт отбора образцов продукции составляется в трех экземплярах. Все экземпляры акта подписываются должностным лицом, отобравшим образцы продукции, и руководителем либо представителем проверяемого субъекта. Один экземпляр акта отбора вместе с направлением и образцами продукции, отобранными должным образом, направляется в организацию, уполномоченную законодательством Республики Казахстан для проведения экспертизы (анализа, испытания). Второй экземпляр акта отбора образцов продукции остается у проверяемого субъекта. Третий экземпляр акта отбора образцов продукции хранится у должностного лица органа контроля и надзора, осуществившего отбор образцов продукции. 4. Условия хранения и транспортировки отобранных образцов продукции не должны изменять параметров, по которым будет проводиться экспертиза (анализ, испытание) этих образцов. Должностное лицо органа контроля и надзора, отбирающее образцы продукции для экспертизы (анализа, испытания), обеспечивает их сохранность и своевременность доставки к месту осуществления экспертизы (анализа, испытания). 5. Расходы, связанные с отбором образцов продукции, финансируются за счет бюджетных средств. 6. В случае подтверждения результатами экспертизы факта нарушения проверяемым субъектом обязательных требований, установленных законодательством Республики Казахстан в соответствии со статьей 5 настоящего Закона, он обязан возместить расходы по проведению экспертизы в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан. 7. Проверяемый субъект по своей инициативе может провести экспертизу (анализ, испытание) образца, оставшегося у него, в организации, уполномоченной в соответствии с законодательством Республики Казахстан на проведение экспертизы (анализа, испытания). Спор о расхождении результатов экспертизы (анализа, испытания), проведенный органом контроля и надзора и проверяемым субъектом, решается в судебном порядке. Статья 22. Акт отбора образцов продукции В акте отбора образцов продукции указываются: 1) место и дата составления; 2) номер и дата решения руководителя органа контроля и надзора, на основании которого осуществляется отбор образцов продукции; 3) должности, фамилии, имена и отчества должностных лиц, осуществляющих отбор образцов продукции; 4) наименование и место нахождения проверяемого субъекта, у которого производится отбор образцов продукции; 5) должность и фамилия, имя, отчество уполномоченного лица проверяемого субъекта; 6) перечень и количество отобранных образцов продукции с указанием производителя, даты производства, серии (номера) партии, общей стоимости образцов; 7) вид упаковки и номер печати (пломбы). Статья 23. Ограничения при проведении проверки При проведении проверки должностные лица органа контроля и надзора не вправе: 1) проверять выполнение требований, установленных законодательством Республики Казахстан в соответствии со статьей 5 настоящего Закона, если такие требования не относятся к компетенции государственного органа, от имени которого действуют эти должностные лица; 2) требовать предоставления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки; В подпункт 3 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 10.07.12 г. № 31-V (см. стар. ред.) 3) отбирать образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов об отборе указанных образцов, проб по установленной форме и (или) в количестве, превышающем нормы, установленные национальными стандартами, правилами отбора образцов, проб и методами их исследований, испытаний, измерений, техническими регламентами или действующими до дня их вступления в силу иными нормативными техническими документами, правилами и методами исследований, испытаний, измерений; 4) разглашать и (или) распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую коммерческую, налоговую или иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законами Республики Казахстан; 5) превышать установленные сроки проведения проверки; 6) проводить заведомо повторную проверку проверяемого субъекта, в отношении которого ранее проводилась проверка, по одному и тому же вопросу за один и тот же период, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 2), 4), 6), 7) и 8) пункта 7 статьи 16 настоящего Закона; 7) проводить мероприятия, носящие затратный характер, в целях государственного контроля за счет проверяемых субъектов. Статья 24. Порядок оформления проверки 1. По результатам проверки должностным лицом органа контроля и надзора составляется акт о результатах проверки в двух экземплярах. В акте о результатах проверки указываются: 1) дата, время и место составления акта; 2) наименование органа контроля и надзора; 3) дата и номер акта о назначении проверки, на основании которого проведена проверка; 4) фамилия, имя, отчество (при его наличии) и должность лица (лиц), проводившего проверку; 5) наименование или фамилия, имя, отчество (при его наличии) проверяемого субъекта, должность представителя физического или юридического лица, присутствовавших при проведении проверки; 6) дата, место и период проведения проверки; 7) сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях, об их характере; 8) сведения об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с актом представителя проверяемого субъекта, а также лиц, присутствовавших при проведении проверки, их подписи или отказ от подписи; 9) подпись должностного лица (лиц), проводившего проверку. К акту о результатах проверки прилагаются при их наличии акты об отборе образцов (проб) продукции, обследовании объектов окружающей среды, протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний) и экспертиз и другие документы или их копии, связанные с результатами проверки. 2. В случае наличия замечаний и (или) возражений по результатам проверки руководитель юридического лица или физическое лицо либо их представители излагают их в письменном виде. Замечания и (или) возражения прилагаются к акту о результатах проведения проверки, о чем делается соответствующая отметка. 3. Один экземпляр акта о результатах проверки с копиями приложений, за исключением копий документов, имеющихся в оригинале у проверяемого субъекта, вручается руководителю юридического лица или физическому лицу либо их представителям для ознакомления и принятия мер по устранению выявленных нарушений и других действий. В пункт 4 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 05.07.11 г. № 452-IV (введены в действие по истечении трех месяцев после его первого официального опубликования) (см. стар. ред.) 4. По выявленным в результате проверки нарушениям проверяемый субъект обязан не позднее трех рабочих дней при отсутствии возражений предоставить информацию о мерах, которые будут приняты по устранению выявленных нарушений, с указанием сроков, которые согласовываются с руководителем государственного органа, проводившего проверку. 5. Проверяемые субъекты имеют право вести книгу учета посещений и проверок. Должностные лица органов контроля и надзора обязаны в книге учета посещений и проверок проверяемых субъектов произвести запись о проводимых действиях с указанием фамилий, должностей и данных, изложенных в акте. 6. Изъятие и выемка подлинных бухгалтерских и иных документов запрещаются. Изъятие и выемка подлинных документов производятся в соответствии с нормами Уголовно-процессуального кодексаРеспублики Казахстан, а также в случаях, предусмотренных Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях. 7. В случае отсутствия нарушений требований, установленных законодательством Республики Казахстан в соответствии состатьей 5 настоящего Закона, при проведении проверки в акте о результатах проверки производится соответствующая запись. 8. Завершением срока проверки считается день вручения проверяемому субъекту акта о результатах проверки не позднее срока окончания проверки, указанного в акте о назначении проверки. Статья 25. Меры, принимаемые должностными лицами органов контроля и надзора по фактам нарушений, выявленных при проведении проверки Если в результате проведения проверки будет выявлен факт нарушений проверяемым субъектом требований, установленных законодательством Республики Казахстан в соответствии со статьей 5 настоящего Закона, должностное лицо (лица) органа контроля и надзора в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, обязано принять предусмотренные законами Республики Казахстан меры по устранению выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью людей и окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, а также меры по привлечению лиц, допустивших нарушения, к ответственности, установленной законами Республики Казахстан. При принятии мер запретительно-ограничительного характера в отношении проверяемого субъекта орган контроля и надзора в случаях и в порядке, определяемых законами Республики Казахстан, уведомляет прокурора. Статья 26. Права и обязанности должностных лиц государственных органов при осуществлении контроля и надзора 1. Должностные лица государственных органов при проведении контроля и надзора за проверяемыми субъектами имеют право: 1) беспрепятственного доступа на территорию и в помещения проверяемого объекта при предъявлении документов, указанных в пункте 2 статьи 19 настоящего Закона; 2) получать документы (сведения) на бумажных и электронных носителях либо их копии для приобщения к акту о результатах проверки, а также доступ к автоматизированным базам данных (информационным системам) в соответствии с задачами и предметом проверки; 3) привлекать специалистов, консультантов и экспертов государственных органов и подведомственных организаций. 2. Должностным лицам органов контроля и надзора, осуществляющим проверку, запрещается предъявлять требования и обращаться с просьбами, не относящимися к предмету проверки. 3. Должностные лица органов контроля и надзора при проведении контроля и надзора обязаны: 1) соблюдать законодательство Республики Казахстан, права и законные интересы проверяемых субъектов; 2) проводить проверки на основании и в строгом соответствии с порядком, установленным настоящим Законом и (или) иными законами Республики Казахстан; 3) не препятствовать установленному режиму работы проверяемых субъектов в период проведения проверки; 4) своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законами Республики Казахстан полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований, установленных законодательством Республики Казахстан в соответствии со статьей 5 настоящего Закона; 5) не препятствовать проверяемому субъекту присутствовать при проведении проверки, давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки; 6) предоставлять проверяемому субъекту необходимую информацию, относящуюся к предмету проверки при ее проведении; Подпункт 7 изложен в редакции Закона РК от 05.07.12 г. № 30-V (см. стар. ред.) 7) вручить проверяемому субъекту акт о результатах проведенной проверки в день ее окончания либо в порядке и сроки, установленные Законом Республики Казахстан «О Национальном Банке Республики Казахстан»; 8) обеспечить сохранность полученных документов и сведений, полученных в результате проведения проверки. Статья 27. Права и обязанности проверяемого субъекта при проведении контроля и надзора 1. Проверяемые субъекты при проведении контроля и надзора вправе: В подпункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 10.07.12 г. № 36-V (см. стар. ред.) 1) не допускать к проверке должностных лиц органов контроля и надзора, прибывших для проведения проверки на объект, в случаях: несоблюдения временных интервалов по отношению к предшествующей проверке при назначении плановой проверки; превышения либо истечения указанных в акте о назначении проверки сроков, не соответствующих срокам, установленным настоящим Законом; назначения государственным органом заведомо повторной проверки проверяемого субъекта, в отношении которого ранее проводилась проверка, по одному и тому же вопросу за один и тот же период, за исключением случаев, предусмотренныхподпунктами 2), 4), 6), 7) и 8) пункта 7 статьи 16 настоящего Закона; назначения внеплановой проверки в соответствии с подпунктом 1) пункта 7 статьи 16 настоящего Закона, если предшествующей проверкой не были выявлены нарушения; отсутствия информации и документов, предусмотренных статьями 13, 14, 15 и пунктом 1 статьи 18 настоящего Закона; назначения проверки за период, выходящий за рамки промежутка времени, указанного в заявлении или сообщении о совершенных либо готовящихся преступлениях, в иных обращениях о нарушениях прав и законных интересов физических, юридических лиц и государства, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Республики Казахстан; поручения проведения проверки лицам, не имеющим на то соответствующих полномочий; указания в одном акте о назначении проверки нескольких проверяемых субъектов, подвергаемых проверке, за исключением случаев, указанных в пункте 3 статьи 16 настоящего Закона; продления сроков проверки свыше срока, установленного настоящим Законом; грубых нарушений требований настоящего Закона в соответствии с пунктом 2 статьи 28 настоящего Закона; 2) не представлять сведения, если они не относятся к предмету проводимой проверки или не относятся к периоду, указанному в акте; 3) обжаловать акт о назначении проверки, акт о результатах проверки и действия (бездействие) должностных лиц государственных органов в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан; 4) не исполнять не основанные на законе запреты государственных органов или должностных лиц, ограничивающие деятельность проверяемых субъектов; 5) фиксировать процесс осуществления проверки, а также отдельные действия должностного лица, проводимые им в рамках проверки, с помощью средств аудио- и видеотехники, не создавая препятствий деятельности должностного лица; 6) привлекать третьих лиц к участию в проверке в целях представления своих интересов и прав, а также осуществления третьими лицами действий, предусмотренных подпунктом 5) пункта 1 настоящей статьи. 2. Проверяемые субъекты при проведении государственными органами контроля и надзора обязаны: 1) обеспечить беспрепятственный доступ должностных лиц органов контроля и надзора на территорию и в помещения проверяемого субъекта при соблюдении требований пункта 1 статьи 18 настоящего Закона; 2) с соблюдением требований по охране коммерческой, налоговой либо иной тайны представлять должностным лицам органов контроля и надзора документы (сведения) на бумажных и электронных носителях либо их копии для приобщения к акту о результатах проверки, а также доступ к автоматизированным базам данных (информационным системам) в соответствии с задачами и предметом проверки; 3) сделать отметку о получении на втором экземпляре акта о назначении проверки; 4) сделать отметку о получении на втором экземпляре акта о результатах проведенной проверки в день ее окончания; 5) не допускать внесения изменений и дополнений в проверяемые документы в период осуществления проверки, если иное не предусмотрено настоящим Законом либо иными законами Республики Казахстан; 6) обеспечить безопасность лиц, прибывших для проведения проверки на объект, от вредных и опасных производственных факторов воздействия в соответствии с установленными для данного объекта нормативами. Статья 28. Недействительность проверки, проведенной с грубым нарушением требований настоящего Закона 1. Проверка признается недействительной, если проведенная органом контроля и надзора проверка была осуществлена с грубым нарушением требований к организации и проведению проверок, установленных настоящим Законом. Акт признанной недействительной проверки не может являться доказательством нарушения проверяемыми субъектами требований, установленных законодательством Республики Казахстан в соответствии со статьей 5 настоящего Закона. Признание проверки недействительной является основанием для отмены вышестоящим государственным органом или судом акта данной проверки. Рассмотрение вышестоящим государственным органом заявления проверяемого субъекта об отмене акта в связи с недействительностью проверки осуществляется в течение десяти рабочих дней с момента подачи заявления. Нарушение установленного срока рассмотрения такого заявления решается в пользу проверяемого субъекта. 2. К грубым нарушениям требований настоящего Закона относятся: 1) отсутствие оснований проведения проверки; 2) отсутствие акта о назначении проверки; 3) несоблюдение сроков уведомления о проведении проверки; 4) нарушение требований статьи 23 настоящего Закона; 5) нарушение временного интервала по отношению к предшествующей проверке при назначении плановой проверки; 6) непредставление проверяемому субъекту акта о назначении проверки; 7) назначение государственными органами проверок по вопросам, не входящим в их компетенцию; См.: Нормативное постановление ВС РК от 27 февраля 2013 года № 1 «О судебной практике применения налогового законодательства» Пункт дополнен подпунктом 8 в соответствии с Законом РК от 10.07.12 г. № 36-V 8) проведение проверки без регистрации акта о назначении проверки в органах по правовой статистике и специальным учетам, когда такая регистрация обязательна. Статья 29. Порядок обжалования решений, действий (бездействия) органов контроля и надзора и их должностных лиц 1. В случае нарушения прав и законных интересов проверяемых субъектов при осуществлении контроля и надзора проверяемый субъект вправе обжаловать действия (бездействие) соответствующего органа контроля и надзора и (или) должностного лица в вышестоящий государственный орган либо в суд в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан. 2. Обжалование действий (бездействия) государственных органов, связанных с возбуждением и расследованием уголовного дела, проверяемым субъектом осуществляется в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательствомРеспублики Казахстан. Глава 3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 30. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан в сфере контроля и надзора Нарушение законодательства Республики Казахстан в сфере контроля и надзора влечет ответственность, установленнуюзаконами Республики Казахстан. Статья 31. Порядок введения в действие настоящего Закона 1. Настоящий Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официальногоопубликования. В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 12.01.12 г. № 538-IV (введены в действие с 1 января 2012 года) (см. стар. ред.) 2. До 1 января 2013 года в подпункте 5) пункта 2 статьи 17 настоящего Закона слова «идентификационный номер» считать словами «регистрационный номер налогоплательщика». Президент Республики Казахстан Н. НАЗАРБАЕВ Астана, Акорда, 6 января 2011 года № 377-IV ЗРК
Приложение к Закону Республики Казахстан «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан» от 6 января 2011 года № 377-IV
Сферы деятельности субъектов частного предпринимательства, в которых осуществляется государственный контроль и надзор
1. Государственный контроль осуществляется: 1) в области электроэнергетики; Пункт 1 дополняется подпунктом 1-1 в соответствии Законом РК от 13.01.12 г. № 542-IV (введены в действие по истечении шести месяцев после его первого официального опубликования) 1-1) в области энергосбережения и повышения энергоэффективности; 2) за соблюдением выполнения условий контрактов в области недропользования; 3) в области изучения и использования недр; 4) исключен в соответствии с Законом РК от 10.07.12 г. № 36-V (см. стар. ред.) Пункт 1 дополнен подпунктом 4-1 в соответствии с Законом РК от 09.01.12 г. № 533-IV 4-1) в сфере газа и газоснабжения; 5) в области радиационной безопасности населения; 6) в области проведения нефтяных операций; 7) за производством и оборотом отдельных видов нефтепродуктов; 8) в области атомной энергии; 9) в области автомобильного транспорта; 10) в области железнодорожного транспорта; 11) в области обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств и перевозчика перед пассажирами на пунктах пропуска через Государственную границу; 12) в сфере транспорта; Пункт 1 дополнен подпунктом 12-1 в соответствии с Законом РК от 04.07.13 г. № 132-V 12-1) в области торгового мореплавания; Пункт 1 дополнен подпунктом 12-2 в соответствии с Законом РК от 04.07.13 г. № 132-V 12-2) в области внутреннего водного транспорта; 13) в области экспортного контроля на предотгрузочном этапе и (или) конечного использования продукции; 14) в области технического регулирования; 15) за соблюдением законодательства Республики Казахстан об аккредитации в области оценки соответствия; 16) в области метрологии; 17) в сфере жилищных отношений; 18) в области племенного животноводства и пчеловодства; 19) в области охраны, воспроизводства и использования животного мира; 20) в области семеноводства; 21) в области регулирования рынка зерна; В подпункт 22 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 25.01.12 г. № 548-IV (см. стар. ред.) 22) в области охраны, защиты, пользования лесным фондом, воспроизводства лесов и лесоразведения; 23) в области использования и охраны водного фонда Республики Казахстан; 24) в области обязательного страхования в растениеводстве; 25) в области особо охраняемых природных территорий; 26) в области безопасности и качества хлопка; 27) за использованием и охраной земель; 28) за геодезической и картографической деятельностью; 29) в области охраны окружающей среды, воспроизводства и использования природных ресурсов; 30) за экологически опасными видами хозяйственной деятельности; 31) за обращением с отходами; 32) за обязательным экологическим страхованием; 33) в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; 34) в области гражданской обороны; 35) Исключен в соответствии с Законом РК от 22.06.12 г. № 21-V (см. стар. ред.) 36) в области пожарной безопасности; 37) в области обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев объектов, деятельность которых связана с опасностью причинения вреда третьим лицам; Подпункт 38 изложен в редакции Закона РК от 10.07.12 г. № 36-V (см. стар. ред.) 38) в сфере обращения лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники; 39) за качеством оказываемых медицинских и специальных социальных услуг; 40) за организацией и проведением профилактических прививок населению против инфекционных заболеваний; 41) за организацией и проведением мероприятий по профилактике инфекционных заболеваний; 42) за системой образования; Подпункт 43 изложен в редакции Закона РК от 10.07.12 г. № 36-V (см. стар. ред.) 43) за соблюдением законодательства Республики Казахстан о Национальном архивном фонде и архивах; 44) контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан о труде и безопасности и охране труда; 45) в области обязательного страхования работника от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей; 46) в сфере занятости населения; 47) в области социальной защиты инвалидов; 48) в сфере предоставления специальных социальных услуг; 49) за соблюдением законодательства Республики Казахстан о средствах массовой информации; Пункт 1 дополнен подпунктом 49-1 в соответствии с Законом РК от 18.01.12 г. № 546-IV (введен в действие по истечении тридцати календарных дней после первого официального опубликования) 49-1) в области телерадиовещания; 50) в области связи; 51) в области информатизации; 52) за соблюдением законодательства Республики Казахстан об электронном документе и электронной цифровой подписи; Подпункт 53 изложен в редакции Закона РК от 21.06.13 г. № 106-V (введены в действие с 1 января 2014 года) (см. стар. ред.) 53) за поступлением налогов и других обязательных платежей в бюджет, а также полнотой и своевременным перечислением обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов в единый накопительный пенсионный фонд и социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования; 54) за поступлением неналоговых платежей в пределах компетенции, установленной законами Республики Казахстан; 55) при применении трансфертных цен; 56) за соблюдением законодательства Республики Казахстан о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма; Подпункт 57 изложен в редакции Закона РК от 07.03.14 г. № 177-V (см. стар. ред.) 57) за проведением процедуры банкротства и реабилитационной процедуры; 58) за осуществлением валютных операций и деятельностью, связанной с использованием валютных ценностей; 59) за деятельностью финансовых организаций в пределах компетенции; См.также: Письмо Национального Банка Республики Казахстан от 27 февраля 2012 года № 21024/1030юр Пункт 1 дополнен подпунктом 59-1 в соответствии с Законом РК от 26.11.12 г. № 57-V 59-1) за деятельностью микрофинансовых организаций; 60) за соблюдением законодательства Республики Казахстан по вопросам платежей и переводов денег, вексельного обращения и валютного законодательства Республики Казахстан; 61) исключен в соответствии с Законом РК от 10.07.12 г. № 36-V (см. стар. ред.) 62) за экономической концентрацией; 63) за соблюдением антимонопольного законодательства Республики Казахстан; 64) за использованием объектов авторского права и смежных прав, промышленной собственности, селекционных достижений, топологии интегральных микросхем; 65) в области последующего опубликования официальных текстов нормативных правовых актов; 66) в области оценочной деятельности; 67) в сферах естественных монополий; 68) за соблюдением субъектами регулируемых рынков обязанностей, установленных законодательством Республики Казахстан о естественных монополиях и регулируемых рынках, и установленных цен по номенклатуре продукции, товаров и услуг, установленной Правительством Республики Казахстан, на которые вводятся регулируемые государством цены; 69) за соблюдением законодательства Республики Казахстан о государственных закупках; 70) за обеспечением безопасности дорожного движения; 71) за деятельностью физических и юридических лиц, занятых в сфере оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему, гражданских пиротехнических веществ и изделий с их применением; 72) исключен в соответствии с Законом РК от 10.07.12 г. № 36-V (см. стар. ред.) 73) за соблюдением установленных правил обращения и функционирования взрывчатых и ядовитых веществ, радиоактивных материалов и веществ; 74) за соблюдением правил привлечения иностранной рабочей силы; 75) за охранной деятельностью; Пункт дополнен подпунктом 75-1 в соответствии с Законом РК от 10.07.12 г. № 36-V 75-1) за деятельностью по монтажу, наладке и техническому обслуживанию средств охранной сигнализации; Пункт дополнен подпунктом 75-2 в соответствии с Законом РК от 04.07.13 г. № 132-V 75-2) за состоянием антитеррористической защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении, за исключением объектов Республики Казахстан, охраняемых Вооруженными Силами, другими войсками и воинскими формированиями Республики Казахстан, а также специальными государственными органами, и исполнением их руководителями требований, предусмотренных законодательством Республики Казахстан о противодействии терроризму; 76) за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров; 77) в области обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств и перевозчика перед пассажирами; 78) за соблюдением законодательства Республики Казахстан о туристской деятельности; 79) в области аудиторской деятельности и деятельности профессиональных аудиторских организаций; 80) за соблюдением законодательства Республики Казахстан об игорном бизнесе; 81) за соблюдением законодательства Республики Казахстан о товарных биржах; 82) за исполнением законодательства Республики Казахстан в области физической культуры и спорта; 83) на предмет соблюдения стандартов, правил и норм по эксплуатации, техническому обслуживанию спортивных объектов; 84) за проведением антидопинговых мероприятий в спорте; 85) в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности; 86) за деятельностью участников регионального финансового центра в области трудового законодательства Республики Казахстан; 87) за охраной и использованием объектов историко-культурного наследия; 88) в области государственной статистики; 89) в области поддержки и защиты субъектов частного предпринимательства; 90) в области оборота биотоплива; 91) в области производства биотоплива; Пункт дополнен подпунктом 92 в соответствии с Законом РК от 26.01.11 г. № 400-IV (введены в действие по истечении тридцати календарных дней после его первого официального опубликования) 92) за соблюдением законодательства Республики Казахстан о регулировании торговой деятельности; Пункт дополнен подпунктом 92-1 в соответствии с Законом РК от 06.01.12 г. № 529-IV (введен в действие по истечении двадцати одного календарного дня после его первого официального опубликования) 92-1) в области космической деятельности; Пункт дополнен подпунктом 93 в соответствии с Законом РК от 21.07.11 г. № 470-IV 93) за соблюдением законодательства Республики Казахстан о специальных экономических зонах; Пункт дополнен подпунктами 93 - 96 в соответствии с Законом РК от 05.07.11 г. № 452-IV (введены в действие по истечении трех месяцев после его первого официального опубликования); внесены изменения в соответствии сЗаконом РК от 10.07.12 г. № 36-V (см. стар. ред.) 93-1) за соблюдением законодательства Республики Казахстан о рекламе; 94) в области архитектуры, градостроительства и строительства; 95) в области ветеринарии; 96) в области защиты и карантина растений; Пункт дополнен подпунктом 97 в соответствии с Законом РК от 22.06.12 г. № 21-V 97) за соблюдением законодательства Республики Казахстан о магистральном трубопроводе; Пункт дополнен подпунктами 98 - 105 в соответствии с Законом РК от 10.07.12 г. № 36-V 98) в сфере автомобильных дорог; 99) в области защиты прав ребенка; 100) в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции; 101) в области производства и оборота табачных изделий; 102) в области лицензионного контроля; 103) в области оборота ядов, вооружения, военной техники и отдельных видов оружия, взрывчатых и пиротехнических веществ и изделий с их применением; 104) в области промышленности; 105) за соблюдением правил воинского учета военнообязанных и призывников организациями, военнообязанными и призывниками; Пункт дополнен подпунктом 106 в соответствии с Законом РК от 21.01.13 г. № 72-V 106) за соблюдением законодательства Республики Казахстан о языках в части размещения реквизитов и визуальной информации; Пункт дополнен подпунктом 107 в соответствии с Законом РК от 03.07.13 г. № 121-V 107) за соблюдением правил благоустройства территорий городов и населенных пунктов. 2. Государственный надзор осуществляется: 1) в области использования воздушного пространства Республики Казахстан; 2) за деятельностью гражданской авиации; 3) за международными воздушными перевозками; 4) за обеспечением авиационной безопасности; 5) в области торгового мореплавания; 6) в области внутреннего водного транспорта; 7) в области архитектуры, градостроительства и строительства; 8) в области ветеринарии; В подпункт 9 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 05.07.11 г. № 452-IV (введены в действие по истечении трех месяцев после его первого официального опубликования) (см. стар. ред.) 9) в области карантина растений; 10) в области санитарно-эпидемиологического благополучия; 11) за финансовым рынком и финансовыми организациями; Пункт 2 дополнен подпунктом 11-1 в соответствии с Законом РК от 26.11.12 г. № 57-V 11-1) за деятельностью микрофинансовых организаций; 12) за деятельностью кредитных бюро; 13) за деятельностью инвестиционных фондов; Пункт дополнен подпунктами 14 - 16 в соответствии с Законом РК от 25.01.12 г. № 548-IV 14) в области охраны, воспроизводства и использования животного мира; 15) в области охраны, защиты, пользования лесным фондом, воспроизводства лесов и лесоразведения; 16) в области особо охраняемых природных территорий; Пункт дополнен подпунктом 17 в соответствии с Законом РК от 22.06.12 г. № 21-V 17) в области промышленной безопасности.
|