Правила оценки уровня профессиональной подготовленности и присвоения квалификации по профессиям (специальностям)
1. Общие положения
1. Настоящие Правила оценки уровня профессиональной подготовленности и присвоения квалификации по профессиям (специальностям) квалифицированных рабочих кадров разработаны в соответствии с подпунктом 20) статьи 5 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании». 2. Настоящие Правила распространяются на организации технического и профессионального образования независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности. 3. Настоящие Правила определяют порядок оценки уровня профессиональной подготовленности и присвоения квалификации по профессиям (специальностям) квалифицированных рабочих кадров, который включает в себя: 1) организацию деятельности квалификационной комиссии по оценке уровня профессиональной подготовленности и присвоения квалификации; 2) организацию проведения оценки уровня профессиональной подготовленности и присвоению квалификации; 3) организацию деятельности апелляционной комиссии и рассмотрение апелляции; 4) выдачу Сертификата о присвоении квалификации (далее - Сертификат). 4. В настоящих Правилах применяются следующие термины и определения: 1) апелляция – процедура, проводимая в целях рассмотрения спорных вопросов и защиты прав по письменному заявлению участников ОПП и ПК о нарушении установленного порядка проведения ОПП и ПК либо о несогласии с результатами; 2) присвоение квалификации (далее - ПК) - процедура подтверждения совокупности индивидуальных способностей, профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения работы в рамках соответствующего вида профессиональной деятельности по конкретной специальности; 3) квалификационный экзамен (далее - КЭ) - письменное тестирование проводится по дисциплинам, определяющим профессиональную подготовку в соответствии с типовыми учебными планами, образовательными программами (на языке обучения), продолжительностью 2,5 (два с половиной) астрономических часа (150 минут), кроме специальностей сферы искусства и культуры; 4) сдача квалификационной (практической) работы - выполнение квалификационной (практической) работы, характерной для конкретной специальности, соответствующей уровню квалификации, предусмотренной квалификационными характеристиками, техническими требованиями в виде практического задания, кроме специальностей сферы искусства и культуры; 5) квалификация – уровень подготовки в результате успешного завершения соответствующей образовательной программы, отражающей индивидуальные способности, профессиональные знания, умения, навыки, позволяющие компетентно осуществлять профессиональную деятельность; 6) квалификационная комиссия (далее - КК) – определяет уровень знаний, умений и навыков экзаменуемых, их соответствие требованиям учебных программ и квалификационным характеристикам; 7) сертификат о присвоении квалификации – документ, подтверждающий уровень соответствия специалиста (уровень профессиональной компетентности) квалификационным требованиям; 8) оценка профессиональной подготовленности (далее - ОПП) - определение степени соответствия уровня квалификации (способности) выпускника организаций образования, реализующих образовательные программы технического и профессионального образования, к выполнению работы в рамках соответствующего вида профессиональной деятельности; 9) организация, которая проводит ОПП и ПК - юридическое лицо, признанное в установленном законодательством о государственных закупках порядке потенциальным поставщиком услуг по организации и проведению ОПП и ПК; 10) техническое и профессиональное образование - образование, направленное на подготовку квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена; 11) творческий экзамен – выполнение творческих заданий с целью определения фактического уровня знаний, умений и навыков по дисциплинам, определяющим профессиональную подготовку и их соответствия требованиям учебных программ, квалификационных характеристик по профессиям (специальностям) сферы искусства и культуры. Продолжительность зависит от специфики получаемой квалификации и формы творческого экзамена.
|