Basty bet

ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ PDF Print E-mail

Инструкция о мерах пожарной безопасности в образовательных учреждениях

1. Общие требования пожарной безопасности

1.1.В каждом образовательном учреждении должна быть обеспечена пожарная безопасность работников и обучающихся.

1.2. Для каждого взрыво- или пожароопасного помещения или участка должны быть разрабо­таны инструкции о мерах пожарной безопасности.

1.3. Все работники образовательного учреждения должны допускаться к работе только после прохождения противопожарного инструктажа, а при выполнении должностных обязанностей проходить обучение по пожарной безопасности.

1.4. Все категории работников образовательного учреждения обязаны соблюдать правила по­жарной безопасности, утвержденные в установленном порядке, а также соблюдать и поддерживать противопожарный режим.

1.5. Ответственных за пожарную безопасность отдельных помещений и всего электрохозяйства образовательного учреждения определяет руководитель.

1.6. Лица, виновные в нарушении действующих правил пожарной безопасности, несут уголов­ную, административную, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

1.7. Персональная ответственность за обеспечение пожарной безопасности учреждения воз­лагается на руководителя и должностных лиц образовательного учреждения.

1.8. Приказом руководителя должен быть установлен противопожарный режим, в т. ч.:

• определены и оборудованы места для курения;

• определен порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня;

• регламентирован порядок проведения временных огневых и других пожароопасных работ; порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы; действия работников при обнаружении пожара;

• разработан схематический план эвакуации людей при пожаре, в соответствии с которым не реже 1 раза в полугодие должны проводиться практические тренировки всех задействованных для эвакуации работников и обучающихся. Для учреждений с ночным пребыванием обучаю­щихся (школы-интернаты, общежития, детские сады) в плане должны предусматриваться 2 варианта действий: в дневное и ночное время.

1.9. В зданиях и сооружениях при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре.

1.10. Руководитель учреждения с массовым пребыванием людей (50 человек и более) в дополнение к схематическому плану эвакуации людей при пожаре обязан разработать инструкцию, определяющую действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей.

1.11. Количество эвакуационных выходов, их размеры, условия освещения и обеспечения незадымленности, а также протяженность путей эвакуации должны соответствовать противопожарным нормам строительного проектирования. В коридорах и на дверях эвакуационных выходов должны быть предписывающие и указательные знаки безопасности.

1.12. Все двери эвакуационных выходов должны свободно открываться в сторону выхода из помещений. При пребывании людей в помещении двери могут запираться лишь на внутренние лег­кооткрывающиеся запоры.

1.13. Запрещается:

• загромождать проходы, коридоры, тамбуры, галереи, лифтовые холлы, лестничные площад­ки, марши лестниц и люки мебелью, шкафами, оборудованием, различными материалами, а также забивать двери эвакуационных выходов;

• устраивать в тамбурах сушилки одежды любой конструкции, вешалки для одежды и гарде­робы, хранение (в т. ч. временное) любого инвентаря и материалов;

• устраивать на путях эвакуации пороги, турникеты, раздвижные, подъемные и вращающиеся двери и другие устройства, препятствующие свободной эвакуации людей;

• фиксировать самозакрывающиеся двери лестничных клеток, коридоров, холлов и тамбуров в открытом положении (если для этих целей не используются автоматические устройства, срабатывающие при пожаре), а также снимать их;

•остеклять или закрывать жалюзи воздушных зон в незадымляемых лестничных клетках;

• заменять армированное стекло обычным при остеклении дверей и фрамуг.

1.14. В зданиях с массовым пребыванием людей на случай отключения электроэнергии у обслуживающего персонала должны быть электрические фонари с автономным питанием. Коли­чество фонарей определяется руководителем исходя из особенностей объекта, наличия дежурного персонала, количества людей в здании, но не менее одного на каждого работника дежурного персонала.

1.15. Ковры, ковровые дорожки и другие покрытия полов в помещениях с массовым пребыва­нием людей должны надежно крепиться к полу.

1.16. Перед началом отопительного сезона печи, котельные, теплогенераторные и калорифер­ные установки, другие отопительные приборы и системы необходимо проверить и отремонтировать. Неисправные печи и другие отопительные приборы и системы к эксплуатации не допускаются.

1.17. Сети противопожарного водопровода должны находиться в исправном состоянии и обеспечивать требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения. Проверка их работоспособности осуществляется не реже двух раз в год (весной и осенью).

1.18. Пожарные гидранты должны находиться в исправном состоянии, а в зимнее время должны быть утеплены и очищены от снега и льда.

1.19. При отключении участков водопроводной сети и гидрантов или уменьшении давленияв сети ниже требуемого необходимо извещать об этом территориальное подразделение пожарной охраны.

1.20. Электроснабжение образовательного учреждения должно обеспечивать бесперебойное питание электродвигателей пожарных насосов.

1.21. Пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода должны быть уком­плектованы рукавами и стволами. Пожарный рукав должен быть присоединен к крану и стволу. Необходимо не реже одного раза в б месяцев производить перемотку льняных рукавов на новую складку.

1.22. Установки пожарной автоматики должны находиться в исправном состоянии и постоянной готовности, соответствовать проектной документации. Перевод установок с автоматического пуска на ручной не допускается, за исключением случаев, оговоренных в нормах и правилах.

1.23. Огнетушители следует размещать в легкодоступных местах на высоте не более 1,5 м, где исключено их повреждение, попадание на них прямых солнечных лучей, непосредственное воздей­ствие отопительных и нагревательных приборов.

1.24. Системы оповещения о пожаре должны обеспечивать передачу сигналов оповещения одновременно по всему зданию (зданиям) учреждения или выборочно в отдельные его части (кор­пуса, этажи и т. п.).

1.25. В детских дошкольных учреждениях и спальных корпусах школ-интернатов оповещается только обслуживающий персонал.

1.26. Руководитель учреждения определяет круг лиц, которые имеют право приводить в дей­ствие систему оповещения о пожаре.

1.27. Территория образовательного учреждения должна 'постоянно содержаться в чистоте. Отходы горючих материалов, опавшие листья и сухую траву следует регулярно убирать и вывозить с территории.

1.28. Двери (люки) чердачных и технических помещений должны быть постоянно закрыты на замок.

1.29. Запрещается:

• Проживать в здании учреждения обслуживающему персоналу и другим лицам.

• Хранить в здании учреждения легковоспламеняющиеся, горючие жидкости и другие

легко­воспламеняющиеся материалы.

• Использовать для отделки стен и потолков горючие материалы.

• Снимать предусмотренные проектом двери вестибюлей, холлов, коридоров, тамбуров и лестничных клеток.

2. Основные мероприятия по пожарной профилактике.

2.1. Перед началом занятий и работ

2.1.1. Образовательные учреждения перед началом учебного года должны быть приняты соответствующими комиссиями, в состав которых включаются работники территориальной и государственной противопожарной службы.

2.1.2. В учебных классах и кабинетах следует размещать только необходимые для обеспечения учебного процесса мебель, приборы, модели, принадлежности, пособия и т. п., которые должны храниться в шкафах, на стеллажах или на стационарно установленных стойках.

2.1.3. Число парт (столов) в учебных классах и кабинетах не должно превышать количество, установленное нормами проектирования.

2.1.4. С обучающимися организуют занятия (беседы) по изучению правил пожарной безопас­ности.

2.1.5. В зданиях летних детских дач нужно предусмотреть не менее двух эвакуационных выходов непосредственно наружу.

2.1.6. Деревянные здания летних детских дач должны быть одноэтажными. Каркасные и щи­товые здания должны быть оштукатурены и иметь негорючую кровлю; утеплитель в них - неорга­нический.

2.1.7. Запрещается:

• сдавать в аренду помещения действующих детских дошкольных учреждений;

• покрывать здания легковоспламеняющимися материалами (соломой, щепой, камышом и т. п.);

• размещать детей в мансардных помещениях деревянных зданий, а также на этажах, в зданиях и помещениях, не обеспеченных двумя эвакуационными выходами;

• устраивать кухни, прачечные в деревянных зданиях дач;

• размещать более 50 детей в деревянных и других зданиях из горючих материалов;

• топить печи, применять керосиновые и электронагревательные приборы в помещениях, занятых детьми в летний период.

2.1.8. Детские дачи должны быть обеспечены телефонной связью и сигналом тревоги на случай пожара.

2.1.9. В летних детских дачах нужно установить круглосуточное дежурство обслуживающего пер­сонала без права сна в ночное время. В помещениях дежурных должен быть установлен телефон.

2.2. Во время занятий и работ

2.2.1. При эксплуатации электроустановок запрещается:

• использовать электрооборудование и приборы в условиях, не соответствующих рекомен­дациям (инструкциям) предприятий-изготовителей, или имеющие неисправности, которые могут привести к пожару, а также использовать провода и кабели с поврежденной или потерявшей защитные свойства изоляцией;

• пользоваться поврежденными розетками, рубильниками, другими электроустановочнымиизделиями;

• обертывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими материалами, а также использовать их со снятыми колпаками (рассеивателями);

• пользоваться электроутюгами, электроплитками, электрочайниками и другими электрона­гревательными приборами без подставок из негорючих материалов;

• оставлять без присмотра включенные в сеть электронагревательные приборы, телевизоры, радиоприемники и т. п.;

• применять нестандартные (самодельные) электронагревательные приборы, использовать некалиброванные плавкие вставки или другие самодельные аппараты защиты от перегрузки и короткого замыкания.

2.2.2. В случае, если при нахождении в образовательном учреждении работник обнаружит характерные специфические запахи гари, дыма, жженой изоляции, газа, все работы в данном помещении (помещениях) должны быть прекращены, незамедлительно поставлен в известность руководитель или дежурный администратор, приняты меры к установлению и устранению причин
пожарной опасности (с привлечением квалифицированных специалистов).

2.2.3. При организации и проведении новогодних праздников и других мероприятий с массовым пребыванием людей:

•допускается использовать помещения, обеспеченные не менее чем двумя эвакуационными выходами, отвечающими требованиям норм проектирования, не имеющие на окнах решеток и расположенные не выше 2-го этажа в зданиях с горючими перекрытиями;

•елка должна устанавливаться на устойчивом основании и с таким расчетом, чтобы ветви не касались стен и потолка;

•при отсутствии в помещении электрического освещения мероприятия у елки следует про­водить только в светлое время суток;

•иллюминация должна быть выполнена с соблюдением ПУЗ. При использовании электри­ческой осветительной сети без понижающего трансформатора на елке могут применяться гирлянды только с последовательным включением лампочек напряжением до 12 В; мощность лампочек не должна превышать 25 Вт;

•при обнаружении неисправности в иллюминации (нагрев проводов, мигание лампочек, искрение и т. п.) ее нужно немедленно обесточить.

2.2.4. Запрещается:

•применять дуговые прожекторы, свечи и хлопушки, зажигать фейерверки и устраивать другие световые пожароопасные эффекты, способные привести к пожару;

•украшать елку целлулоидными игрушками, а также марлей и ватой, не пропитанными огне­ защитными составами;

•одевать детей в костюмы из легкогорючих материалов;

•проводить огневые, покрасочные и другие пожароопасные и взрывопожароопасные работы;

•использовать ставни на окнах для затемнения помещений;

•уменьшать ширину проходов между рядами стульев и устанавливать в проходах дополни­
тельные кресла, стулья и т. п.;

•полностью гасить свет в помещении во время спектаклей и представлений;

•допускать заполнение помещений людьми сверх установленной нормы.

2.2.5.При проведении мероприятий должно быть организовано дежурство ответственных лиц на сцене и в залах.

2.2.6.При устройстве софитов необходимо применять только негорючие материалы, а их корпуса изолировать от поддерживающих тросов.

2.2.7.Прожекторы и софиты следует размещать на расстоянии не менее 0,5 м от горючих конст­рукций и материалов, а линзовые прожекторы - не менее 2 м.

2.2.8.Светофильтры для прожекторов и софитов должны быть из негорючих материалов.

2.2.9.Запрещается:

•проводить огневые, сварочные и другие виды пожароопасных работ в здании учреждения при наличии в помещениях людей, а также без письменного приказа руководителя образовательного учреждения;

•проводить уборку помещений с применением бензина, керосина и других легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, а также производить отогревание замерзших труб паяльными лампами и другими способами с применением открытого огня;

•включать в одну розетку несколько бытовых электрических приборов большой мощности, пользоваться самодельными электрическими приборами;

•разогревать на открытом огне краски, лаки, мастики;

•оставлять включенные газовые приборы без контроля;

• при запахе газа зажигать спички, включать свет и электроприборы.
2.3. По окончании занятий и работ

2.3.1.Во всех помещениях (независимо от назначения), которые по окончании работ закрыва­ются и не контролируются дежурным персоналом, все электроустановки и электроприборы должны быть обесточены (за исключением дежурного и аварийного освещения, автоматических установок пожаротушения, пожарной и охранной сигнализации).

2.3.2.По окончании занятий и работ в кабинетах, лабораториях и мастерских все пожароопас­ные и взрывопожароопасные вещества и материалы следует убрать в специально оборудованные помещения.

3. Действия при возникновении пожара

3.1. При обнаружении очага возгорания в образовательном учреждении любым возможным способом необходимо постараться загасить пламя в "зародыше" с обязательным соблюдением мер личной безопасности.

3.2. Необходимо помнить, что все огнетушители работают очень непродолжительное время: пенные - 60-80 с, углекислотные - 25-45 с, порошковые -10-15 с. Приводить их в действие следует непосредственно возле очага пожара.

3.3. При тушении пожаров в электроустановках нужно как можно быстрее обесточить (отклю­чить) систему электроснабжения отдельного электроприемника, помещения или всего учреждения. В данном случае для тушения пожаров можно использовать только углекислотные или порошковые огнетушители. Воду и пенные огнетушители применять нельзя.

3.4.Если очаг возгорания разрастается, немедленно сообщить о пожаре в ближайшую пожарнуючасть по телефону № и по телефону 01.

3.5. Немедленно оповестить как можно больше работников о пожаре и сообщить о нем руко­водителю учреждения, а при невозможности другому должностному лицу,

3.6. При последующем развитии событий следует руководствоваться указаниями руководителя учреждения или должностного лица, заменяющего его.

3.7.Открыть все эвакуационные выходы, эвакуировать с горящего этажа и с верхних этажей всех людей, находящихся в учреждении. Нельзя использовать для эвакуации лифты, подъемники и т. п.

3.8.Особое внимание следует обратить на безопасность обучающихся, в первую очередь несовершеннолетних. С соблюдением мер личной безопасности постараться вынести из здания имущество и документы.

3.9.При возгорании одежды попытаться сбросить ее. Если это сделать не удается, упасть на пол и, перекатываясь, сбить пламя; можно накрыть горящую одежду куском плотной ткани, облиться водой, но ни в коем случае не бежать - бег только усилит интенсивность горения.

3.10. В загоревшемся помещении не нужно дожидаться, пока приблизится пламя. Основная опасность пожара для человека - дым. При наступлении признаков удушья лечь на пол и как можно быстрее ползти.

3.11. Приложить усилия, чтобы исключить состояние страха и паники. Они часто толкают людей на безрассудные поступки.

4. Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим на пожаре

4.1. Наиболее характерными видами повреждения организма человека при пожаре являются: травматический шок, термический ожог, удушье, ушибы, переломы, ранения.

4.2. Запрещается:

•перетаскивать пострадавшего на другое место, если ему ничто не угрожает и если первую доврачебную помощь можно оказывать на месте. Особенно это касается переломов, повре­ждений позвоночника, проникающих ранений;

•давать воду, лекарства находящемуся без сознания пострадавшему, т. к. он может задох­нуться;

•удалять инородные тела, выступающие из грудной, брюшной или черепной полости даже если кажется, что их легко можно вытащить;

•оставлять находящегося без сознания пострадавшего на спине, чтобы он не захлебнулся в случае тошноты, рвоты или кровотечения.

4.3. Необходимо:

•как можно скорее вызвать "Скорую помощь", точно и внятно назвав место, где про­изошло несчастье. Если не уверены, что вас правильно поняли, звонок лучше продублировать;

•до приезда "Скорой помощи" попытаться найти медицинского работника, который сможет оказать пострадавшему более квалифицированную помощь;

•в случае, когда промедление может угрожать жизни пострадавшего, следует оказать ему первую доврачебную помощь, не забывая об основополагающем медицинском принципе - "не навреди".

4.4. Основными мероприятиями при оказании первой доврачебной помощиявляются сле­дующие:

4.4.1. При травматическом шоке:

•осторожно уложить пострадавшего на спину, при рвоте повернуть голову набок;

•проверить, есть ли дыхание, работает ли сердце. Если нет - начать реанимационные мероприятия;

•быстро остановить кровотечение, иммобилизовать места переломов;

•дать обезболивающее, при его отсутствии 50-70 г алкоголя;

•при угнетении дыхания и сердечной деятельности ввести адреналин, кордиамин, кофеин.

4.4.2. Запрещается:

•переносить пострадавшего без надежного обезболивания, а в случае переломов - шиниро­вания;

•снимать прилипшую после ожога одежду;

•давать пить при жалобах на боль в животе;

•оставлять больного без наблюдения.

4.4.3. При термическом ожоге:

• освободить обожженную часть тела от одежды; если нужно, разрезать, не сдирая, приставшие к телу куски ткани;

• нельзя вскрывать пузыри, касаться ожоговой поверхности руками, смазывать ее жиром, мазью и другими веществами.

4.4.4. При ограниченных ожогах I степенина покрасневшую кожу хорошо наложить марлевую салфетку, смоченную спиртом. При ограниченном ожоге следует немедленно начать охлаждение места ожога (прикрыв его салфеткой и ПХВ-пленкой) водопроводной водой в течение 10-15 минут. После чего на пораженную поверхность наложить чистую, лучше стерильную, щадящую повязку, ввести обезболивающие средства (анальгин, баралгин и т. п.).

4.4.5.При обширных ожогах после наложения повязок, напоив горячим чаем, дав обезболиваю­щее и тепло укутав пострадавшего, срочно доставить его в больницу. Если перевозка пострадавшего задерживается или длится долго, ему дают пить щелочно-солевую смесь (1 ч. ложку поваренной соли и 1/2 ч. ложки пищевой соды, растворенных в двух стаканах воды).

4.4.6. При ранении:

•смазать края раны йодом или спиртом;

• наложить стерильную повязку.

4.4.7. Запрещается:

•прикасаться к ране руками;

•при наложении повязки прикасаться к стороне бинта, прилежащей к ране.

4.4.8. При сильном кровотечении:

•пережать поврежденный сосуд пальцем;

•сильно согнуть поврежденную конечность, подложив под колено или локоть тканевый ва­лик;

•наложить жгут, но не более чем на 1,5 часа, после чего ослабить скрутку и, когда конечность потеплеет и порозовеет, снова затянуть;

•при небольших кровотечениях прижать рану стерильной салфеткой и забинтовать.

4.4.9. При переломах костей:

•обеспечить покой травмированного места;

•наложить шину из палок, прутьев, пучков камыша;

•придать сломанной руке или ноге возвышенное положение;

•приложить холодный компресс;

•дать обезболивающее;

•при открытом переломе наложить на рану антисептическую повязку.

4.4.10. Запрещается:

•пытаться составлять обломки костей;

•фиксировать шину в месте, где выступает кость;

•прикладывать к месту перелома грелку;

•без необходимости снимать одежду и обувь с поврежденной конечности (в месте перелома одежду и обувь лучше вырезать).

4.4.11. При удушье:

• установить признаки, указывающие на то, что пострадавший жив и нуждается в помощи, по следующим показаниям:

зеркало, приложенное ко рту пострадавшего, запотевает;

зрачок сужается при приближении источника света и расширяется - при удалении;

палец руки отекает, если его перевязать ниткой;

кожа воспаляется (краснеет) при воздействии источника тепла;

•обеспечить приток свежего воздуха;

•уложить пострадавшего так, чтобы ноги были приподняты;

•расстегнуть одежду, стесняющую дыхание;

•дать понюхать нашатырный спирт;

•при отсутствии самостоятельного дыхания провести искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.

4.4.12. Приступая к оказанию первой доврачебной помощи пострадавшему при пожаре, спасаю­щий должен четко представлять последовательность собственных действий в конкретной ситуации. Время играет решающую роль.

В зданиях и сооружениях образовательного учреждения при одновременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена схема оповещения о пожаре. При составлении плана эвакуации принимается во внимание необходимое время эвакуации, категория и объем помещения. План эвакуации состоит из графической и текстовой части (см. при­ложения 6,7).

Руководитель учреждения с массовым пребыванием людей (50 человек и более) в дополнение к схематическому плану эвакуации обязан разработать инструкции, определяющие действия администрации и персонала при пожаре. На ее основе не реже одного раза в полугодиедолжны проводиться практи­ческие занятиядля всех задействованных в эвакуации сотрудников (приложе­ния 8,9).

Для выявления пожароопасных нарушений при работе установок, мастерских, лабораторий, проведения пожарно-профилактической работы, массово-разъяс­нительной работы создаются:

•добровольные пожарные дружины (приложение 10), ответственные за эвакуацию из здания людей, ценного имущества и тушение пожара пер­вичными средствами пожаротушения до приезда пожарных;

•пожарно-технические комиссии (приложение 11), поддерживающие связь
с местными органами Государственного пожарного надзора.

 
© 2008 Павлодарский технологический колледж